Экс-министр иностранных дел НКР Арман Меликян предвыборную гонку считает непристойной борьбой за власть
– Азербайджанская сторона в преддверии годовщины апрельских событий начинает проявлять большую активность на границе. В последние дни противник начал применять более тяжелые вооружения, диверсионных попыток стало больше. Что это — PR-акции, преследующие цель держать в страхе армянскую сторону, или Азербайджан планирует новую авантюру?
– Тактика держать напряженной ситуацию на линии соприкосновения является неотъемлемой частью политики Азербайджана. Дополнительной причиной для обострений стали предстоящие выборы в НС Армении. Дело в том, что для официального Баку важно, чтобы большинство в нашем парламенте составили те политические силы, которые являются сторонниками сдачи одной трети нынешних территорий Арцаха противнику, ввода иностранного миротворческого контингента в регион – взамен надеющиеся на примирение и долгосрочный мир в регионе. К таким политическим силам сегодня относятся правящая РПА и оппозиционный АНК, они сегодня в Армении пропагандируют идею сдачи земель.
– Армянская сторона сегодня ведет работы по укреплению и внедрению современных технологий на границе. Является ли это достаточным выводом, сделанным после краткосрочной войны в апреле прошлого года? Есть ли другие шаги?
Читайте также
– Власти Армении пытаются найти решения на линии фронта, тогда как в первую очередь их надо искать в политической сфере. Военная активность Азербайджана является эффективной частью его политики, и до тех пор, пока нам не удастся на политическом уровне нейтрализовать амбиции противника, на поле боя мы продолжим нести неоправданные потери. Эту задачу можно решить, однако ответственные за это чиновники, судя по их поведению, не имею такой цели и даже такого желания.
– Можно ли говорить о том, что политический процесс вокруг мирного урегулирования карабахского вопроса в обозримом будущем останется в тупике, несмотря на попытки сопредседателей организовать встречу на уровне глав МИД?
– Ситуация для нас находится в тупике. Азербайджан последовательно увеличивает свое политическое, дипломатическое и военное давление, обеспечивая для себя положительные результаты во всех трех направлениях.
– В Армении получило серьезный резонанс произошедшее с блогером Александром Лапшиным: из уст политических деятелей даже звучали предложения о том, чтобы разорвать дипломатические отношения с Беларусью, выйти и ЕАЭС и так далее. Была ли реакция из Армении соразмерной произошедшему или это было хорошей возможностью для самовыражения? Не было ли у официального Еревана рычагов и возможностей, которые могли бы быть, но так и не были использованы?
– Поднявшийся шум был результатом нашего бессилия. Мы сами поставили себя в такую ситуацию, когда ни официальный Ереван не может полноценно защищать права Арцаха, ни Степанакерт, когда-то лишившийся политической самостоятельности, не может проявить себя как суверенная страна. Даже спустя 25 лет после провозглашения независимости у нее нет полноценного закона о гражданстве. То есть, у нее нет полноправных граждан и утвержденных с ее стороны незыблемых границ. Соответственно, ныне Арцах является населенной людьми территорией с неопределенным государственным статусом, территорией, которую международная общественность считает частью Азербайджана. То есть для всех, кроме нас, Лапшин незаконно нарушил государственную границу Азербайджана, и возбуждение уголовного дела против него является суверенным правом Азербайджана.
– Считаете ли правомерной реакцию РФ и Израиля по отношению к случившемуся с гражданином этих стран, учитывая уровень отношений РФ-Азербайджан, Азербайджан-Израиль. Могут ли эти отношения быть пересмотрены, несмотря на уже озвученную официальную позицию?
– Случившееся с Лапшиным не имеет потенциала, способного как-то повлиять на межгосударственные отношения Азербайджан-Израиль, Азербайджан-Россия.
– Может ли случившееся с Лапшиным привести к цепной реакции и создать для армянских государств проблемы, как многие прогнозируют?
– Азербайджан своим успехом по делу Лапшина создал политико-правовой прецедент, который может создать возможность для настоящей охоты на людей – друзей Арцаха в разных странах. Можно сказать, что случившееся с Лапшиным – удавшееся начало процесса по террору на государственном уровне по отношению к бывшим и будущим туристам Арцаха.
– Получали ли Вы предложение о сотрудничестве в контексте предстоящих выборов от какой-либо политической силы? В целом, как Вы оцениваете внутриполитические-предвыборные процессы в стране?
– Предложений я не получал, и сам не проявлял какой-либо инициативы. Предвыборные процессы сейчас напоминают непристойную борьбу за власть. Теоретически считаю возможным сотрудничество с той политической силой, которая пожелает представить в парламенте обоснованную альтернативу политике по сдаче земель. Могу взять на себя процесс подготовки профессиональной формулировки и методики применения данной альтернативы. Для обеспечения решения данной задачи можно закрыть глаза на некоторые обстоятельства, являющиеся второстепенными по сравнению с основной задачей.
Беседу вела Нелли Григорян
Газета «Аравот»
11.02.2017г