Aravot.am спросил у Феликса Цолакяна, три года занимавшего должность губернатора Ширакского марза, разделяет ли он бытующее мнение о том, что в Ширакском марзе у людей взгляды оппозиционные, замечал ли он такое, когда, будучи губернатором, общался с людьми.
«Это совсем разные понятия, если человек живет в плохих условиях, то у него есть причины для недовольства. Нельзя скрывать и говорить, что они не жалуются ни на что, однако оппозиция – это другое понятие. Мы знаем, что гюмрийцы, а речь идет о гюмрийцах, а не о Шираке, они все свои неудачи связывают с центром, связывают с Ереваном, а не с ереванцами. В Ереване находится руководство страны, если они недовольны кем-то, то они недовольны властями, и это может восприниматься как недовольство ереванцами. Это все вполне естественно, люди должны выражать свое недовольство, и это, якобы, становится оппозиционной точкой зрения. Однако это не совсем так: в Гюмри очень часто можно услышать от людей объективную оценку ситуации и отношения к властям. У гюмрийцев есть черта характера, когда один принимает решение, другие присоединяются, когда кто-то говорит что-то, не знаю честь это или что-то другое, как хотите, называйте, другие присоединяются, и здесь здравый смысл ни при чем, они принимает решение под влиянием минуты. По этой причине Гюмри в каком-то смысле является непредсказуемым. Никто не может предугадать, какими в Гюмри будут результаты выборов», — отметил Феликс Цолакян.
По его словам, довольно трудно делать какие-либо прогнозы на счет предстоящих выборов: «Эти выборы по своей форме и содержанию сильно отличаются от других выборов. Это, как бы, опыт, посмотрим, что из этого получится. Эти выборы отличаются, поскольку изобилие кандидатов меняет ситуацию, идеологическая борьба здесь мало выражается. Возможно, в ходе предвыборной гонки что-то изменится, но сегодня люди связываю надежду со своими родственными и другими связами. Дай Бог, чтобы в ходе предвыборной гонки была и идеологическая борьба тоже, поскольку очень важно, чтобы люди принимали решения исходя из идеологических соображений, а не из того, что тот или иной кандидат является его родственником или другом. Это нецивилизованно, например, европеец так не поступит, в европейской семье может быть четыре человека, и все четверо свои голоса разным партиями и кандидатам, никогда не обижаются друг на друга, а у нас если ты не отдашь голос двоюродному брату, то родственники обидятся. Мы еще не поднялись до этого уровня. Здесь ты не можешь не голосовать за двоюродного брата, а немец в подобной ситуации скажет, что, несмотря на родственные связи, он не разделяет идеи родственника. И это будет воспринято вполне нормально»,- отметил Феликс Цолакян.
На наш вопрос, сыграет ли какую-либо роль фактор дачи предвыборных взяток в Ширакском марзе, если учесть, что очень часто этот марз характеризуется как область, где для людей честь превыше всего, и очень часто результаты голосования здесь не могут предугадать даже те, кто дает эти взятки, наш собеседник ответил:
Читайте также
«Я впервые в роли избираемого, я никогда не видел, какую роль играет этот фактор. Естественно, всякого рода механизмы, цель которых заинтересовать избирателя играют определенную роль, но я не могу сказать, какую именно, поскольку и это со временем трансформировалось.
Теперь не знаю, как вы это называете, покупают чей-то голос или что-то другое, но не думаю, что, попытки как-то заинтересовать не сыграют роли. Необязательно, чтобы человек пошел на этот шаг исходя из социальной ситуации, я знаю людей, которые живут в тяжелых социальных условиях, однако никогда не пойдут на этот шаг, здесь ключевую роль играют честь и достоинство».
Напомним, что Феликс Цолакян является кандидатом от РПА в Ширакском марзе (по рейтинговому списку).
Фото – со страницы Феликса Цолакяна в Фейсбуке