Бывший главный прокурор, представитель правительства Армении в ЕСПЧ Геворг Костанян отмечает, что в 2016 году иски к Армении в ЕСПЧ выросли на 60 процентов.
– Г-н Костанян, одно из требований общества заключается в том, чтобы компенсации по решениям ЕСПЧ выплачивались не из государственного бюджета, и карманов тех судей, по чьей вине были приняты решения против Армении.
– Конечно, когда в результате действия или бездействия, или вследствие решения какого-либо государственного органа принимается решение против страны и компенсация выплачивается за счет средств государственного бюджета, это оставляет за государством право выступить с регрессивным иском против данного должностного лица с требованием удержать эту сумму с него. В случае с судами дело обстоит несколько иначе. То есть, независимость суда и судей подразумевает также и финансовый иммунитет, и это, по сути, не позволяет требовать с судей компенсировать всю сумму. Но это, как я уже сказал, может стать основанием для начала дисциплинарного производства, и если в итоге этого судья будет привлечен к дисциплинарной ответственности, это также предполагает и некоторую финансовую ответственность.
– Подобных случаев в Армении вроде не было.
Читайте также
– Нет, такой случай был. Я был заместителем министра юстиции (2007г.) и сам обратился с посредничеством к министру юстиции, мы инициировали дисциплинарное производство в отношении судьи 1-й инстанции Сюникского марза по делу «Арутюнян против Армении», по которому была назначена компенсация в размере 5 тысяч евро, и я представил позицию министра юстиции перед судебным советом. И этот судья был призван к ответственности, ему был объявлен строгий выговор и удержана зарплата за 6 месяцев.
– Это было около 10 лет назад, причем в отношении провинциального судьи, который, вероятно, был самым беззащитным судьей в Армении и не имел никакой спины.
– Я понимаю вас, но было бы лучше перед вопросом просто выяснить следующее: обращался ли за весь этот период какой-нибудь министр юстиции для возбуждения дисциплинарного производства в отношении судей по этим основаниям? Во-вторых, право инициировать дисциплинарное процесс в отношении судей имеет также и комиссия по этике. Другими словами, у нас есть только два субъекта – министр юстиции и комиссия по этике. А я, как уполномоченный представитель правительства, и ранее генеральный прокурор Армении, таких полномочий не имел и не имею.
Ваге МАКАРЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номер «Грапарак»