После экстрадиции из Беларуси блогера Александра Лапшина в Азербайджан, сложилось впечатление, что Москва будет выступать в роли справедливо выражающего недовольство действиями Минска.
Лапшин, как известно, является гражданином Израиля и России, которого Азербайджан, так скажем, преследовал за посещение Арцаха и якобы незаконное пересечение государственных границ. Согласно запросу Азербайджана, Александр Лапшин был арестован в Беларуси в декабре прошлого года, и несмотря на разгоревшийся международный скандал, был экстрадирован в Баку. При этом, Минск тогда проигнорировал, хотя и не очень резкое, однако, тем не менее, четкое недовольство Москвы и Израиля.
Позиция Москвы по данному процессу такова, что в менее демократической стране — Беларуси, проигнорировав право на свободу слова, задержали их гражданина и передали другой менее демократической стране — Азербайджану. Между тем, однако, недавние события указывают на то, что в российско-белорусских отношениях чужды такие «явления», как свобода слова и прессы, а все вопросы решаются посредством глубокого взаимопонимания и политических расчетов.
В частности, 15 марта стало известно, что, согласно запросу Минска, в Москве был задержан гражданин Беларуси, шеф-редактор агенства Regnum Юрий Баранчик, которого белорусская сторона, по всей вероятности, обвиняет в разжигании национальной дискриминации и которому грозит 12 лет лишения свободы.
Читайте также
А в ловушке российско-белорусских отношений Regnum оказался еще в декабре прошлого года, когда за формулировки в своих публикациях были задержаны трое работающих в Беларуси журналтстов Regnum. В частности, в своих материалах они написали: «у белорусского языка все равно нет никаких шансов» и «обезумевшее недогосударство».
Оставляя в стороне содержание вышеупомянутых неоднозначных фраз, отметим, что посольство России в Беларуси вместо того, чтобы представлять интересы своих граждан, выступило с заявлением на уровне посла относительно того, что подобные эпитеты не красят никакого журналиста.
В связи с этим редакция Regnum потребовала от МИД России объяснить позицию посла, однако официальный представитель министерства Мария Захарова высказалась в поддержку посла Александра Сурикова. После чего aгенство Regnum подало в суд на МИД РФ с требованием дать опровержение словам Захаровой. В феврале 2017 года суд привлек представителя Министерства иностранных дел в качестве соответчика.
Следовательно, просто получается, что согласно запросу Беларуси в России задержали редактора того информагентства, с которым МИД России находится в судебном противостоянии. С другой стороны, в России задержали редактора агентства, корреспонденты которого в Минске преследуются по обвинению, напоминающему цензуру. Еще с одной стороны, по запросу Беларуси в России задержали журналиста в том случае, когда Беларусь экстрадировала российского журналиста в другую страну.
Все это очевидно указывает на то, что в отношениях между Россией и Беларусью журналисты, их свобода слова и гражданство не играют какой-либо существенной роли, и если требуется брату, брат обязательно преподнесет парочку журналистов на блюдечке с голубой каемочкой.
Ваге Гукасян
«Союз информированных граждан»