В Кремле нельзя говорить о поджигателе войны, о срывающем договоренности Азербайджане
14 марта президент Армении Серж Саргсян совершил двухдневный официальный визит в Москву. 15 марта в Кремле после армяно-российских переговоров на высшем уровне президенты Армении и России выступили с заявлением для прессы. Серж Саргсян заявил, что в ходе встречи была подробно рассмотрена тема безопасности регионе, президенты уделили особое внимание Нагорно-Карабахскому урегулированию, созданию необходимых условий для продвижения переговорного процесса. «Мы высоко ценим вклад России, а также других сопредседателей Минской группы ОБСЕ в дело исключительно мирного урегулирования проблемы. В ходе переговоров вновь подчеркнута важность соблюдения трехсторонних бессрочных соглашений о прекращении огня от 1994-1995 годов, отмечена необходимость реализации достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге договоренностей. Мы едины во мнении, что угроза силой или ее применение абсолютно недопустимы и наносят урон мирному процессу»,- отметил Серж Саргсян.
В совместном заявлении, принятом по итогам встречи Сержа Саргсяна и Владимира Путина отмечается также, президенты подтвердили приверженность урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта исключительно мирными средствами на основе составляющих единое целое принципов неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности государств, равноправия и права народов на самоопределение. Конечно, факт, что на встрече в Москве президенты подчеркнули необходимость реализации достигнутых в 2016 году в Вене и Санкт-Петербурге договоренностей, которые направлены на предотвращение эскалации в зоне конфликта, на содействие стабильности процессу мирного урегулирования, является весьма важным. Однако важно и то, что в Кремле никогда не подчеркивают неконструктивную роль Азербайджана и ущерб, который эта страна наносит переговорному процессу. Более того, предложения по внедрению механизмов расследования приграничных инцидентов не выполняются уже много месяцев, однако российская сторона никогда не указывает на того, кто отвергает их.
Еще несколько дней назад Серж Саргсян в Брюсселе и в Париже подчеркивал роль международной общественности в деле недопущения эскалации. Президент Франции, например, предложил «ввести санкции в случае противодействия миру». У всех сегодня в мыслях только одно – «война неминуема», ситуация вокруг Карабахского урегулирования со временем обостряется все больше, нужны новые подходы, но в Кремле упорным образом не хотят «обижать» Алиева.
Читайте также
Все ограничивается только «протокольными» формулировками, которые, нужно отметить, не могут не делаться. Для армянской стороны, несомненно, важно выполнение договоренностей в Вене и в Санкт-Петербурге, однако стратегический союзник Армении никогда не выходит за рамки – в Кремле никогда нельзя говорить о разжигателе войны, о срывающем договоренности Азербайджане, точно так же, как в апреле прошлого года, когда Москва так и не осудила действия властей Азербайджана.
Вместо этого Путин говорит о самом главном для Москвы: «Россия продолжает свои усилия в направлении поиска взаимоприемлемого решения Карабахского конфликта, Россия продолжает прилагать усилия в рамках Минской группы, а также в прямых контактах с Ереваном и Баку». Однако, когда Серж Саргсян заявляет, что необходимо создать условия для продолжения переговорного процесса, Путин не говорит о самом главном – о том, кто именно препятствует созданию этих «условий».
В данной ситуации, какие ожидания могут быть у Путина от властей Армении в Карабахском урегулировании? Возможно, у него свои «чаяния», например, вопрос размещения миротворцев? Не стоит забывать, что всего несколько дней назад – 5 марта в Москве поле переговоров с азербайджанским коллегой министр иностранных дел России отметил следующее: «Мы рассчитываем, что карабахский конфликт поддается решению. Это, прежде всего, вопросы безопасности, гуманитарные вопросы, вопросы возвращения тех районов, которые находятся вокруг Карабаха и не контролируются Азербайджаном, определения статуса Нагорного Карабаха, с учетом мнения тех людей, которые там проживают, это и согласование параметров международных миротворческих сил…по большинству из этих аспектов у нас есть согласие. Но две-три конкретные темы, которые являются ключевыми для окончательного пакета, пока еще обсуждаются».
В переговорах президентов Армении и России в Кремле принимали участие ряд министров, в том числе и главы внешнеполитических и оборонных ведомств, было заявлено о том, что достигнуты договоренности, которые будут способствовать углублению стратегических отношений между двумя странами. Однако ни Серж Саргсян, ни Владимир Путин не стали говорить, о каких именно договоренностях идет речь. Возможно, эти договоренности касаются более важных для России вопросов, например, необходимости создать механизмы для выполнения платежей между двумя странами в национальной валюте, чтобы Армения смогла платить за российский газ в рублях.
Отметим, что Серж Саргсян в Москве упомянул соглашение о создании объединенной группировки войск, гоорил об объединенной региональной системе противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности. Он открытым текстом предложил расширить армяно-российское военное сотрудничество. До переговоров с Путиным российское издание «Известия» опубликовало статью Сержа Саргсяна под заголовком «Безопасность и устойчивое демократическое развитие. В ней Серж Саргсян предложил в Гюмри, где находится 102-я российская военная база, создать совместный оборонно-промышленный комплекс.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
17.03.2017г