По словам председателя НПО «Гражданское сознание» Нарека Самсоняна, эти попытки никоим образом не поддерживаются широким кругом граждан РА
– Стартовала предвыборная кампания, как Вы в целом оцениваете процесс?
–Предвыборная кампания протекает спокойнее, чем ожидалось, если не учитывать регулярные попытки некоторых сил обострить ситуацию, то можно сказать, что до начала предвыборной кампании предполагаемые столкновения были нейтрализованы правящей силой. С точки зрения идеологической дискуссии нынешние выборы ничем не отличаются от предыдущих. В целом, в предвыборной гонке отсутствует политическая оставляющая, на смену ей пришли взятки, обещаемые Гагиком Царукяном и Аракелом Мовсисяном, а также ненасытное желание альянса ОРО поднять бурю в стакане воды. С точки зрения политтехнологий эта предвыборная гонка ничем не отличается от предыдущих, если не учитывать грамотную кампанию, которую сейчас ведет правящая партия. Кроме РПА все остальные политические силы не используют существующие политтехнологии. Вместо этого используются политтехнологии, которые до этого не обеспечивали существенных результатов, в частности, речь о том, что ходят по улицам с рупорами и что-то выкрикивают.
– Как Вы думаете, связывает ли общественность какие-то надежды касательно реальных изменений с какой-либо из политических сил?
Читайте также
– К сожалению, морально-психологическая ситуация находится на том уровне, когда любое изменение воспринимается в обществе как возможность получения предвыборной взятки, чему свидетелями мы становимся в ходе предвыборной кампании. И если к этому добавить еще и похожие один на другую, больше напоминающие тосты за застольем политические программы участвующих в выборах сил, то картина становится полной.
– В ходе встреч представители общественности выражают недовольство тем, что оппозиционные силы не объединяются. Какие возможности у оппозиционных сил, если попытаться дать оценку возможностям каждой из них?
– Для начала о возможности объединения: почему не объединяются, вообще, данный вопрос является антиполитическим, а тем более – антиполитологическим. Вокруг чего должны объединиться оппозиционные силы? Смены власти? А разве решение существующих в нашей стране всех проблем в смене власти? Я уверен, что сегодня нашей стране больше смены власти необходимо наличие реального гражданского общества, чтобы граждане РА из жителей страны превратились в ее настоящих граждан, что в свою очередь приведет к новой политической культуре и системным изменениям. А в этом контексте силы, о которых вы говорите, играют тормозящую роль, точно так же, как и силы, находящиеся у власти. К сожалению, сегодня понятие оппозиционные силы сильно искажено. Например, как можно альянс «Царукян» или ОРО, «возрожденную» партию Оринац Еркир, АРФ Дашнакцутюн считать альтернативой действующим властям. На самом деле это силы, хоть и не находятся сейчас у власти, но они не являются оппозиционными. Из сил, принимающих участие в выборах, оппозиционной можно считать лишь АНК, электорат которой разделился между двумя другими силами – альянсом «Елк» и «Свободными демократами». К сожалению, две из этих трех сил – АНК и «Свободные демократы» не могут преодолеть минимальный порог. Иная ситуация в случае с альянсом «Елк», однако, полагаю, на этот раз они имеют реальные шансы преодолеть минимальный порог, и таким образом стать реальным противовесом действующим властям в НС они не смогут.
– Предвыборным брендом РПА является Карен Карапетян и вместе с ним еще несколько нескомпрометированных министров. Правильно ли все рассчитано, общественность проголосует за РПА?
– Это не расчет, это эффективная политтехнология. Вообще, РПА удивительным образом использует западные политтехнологии, с успехом уже использованные во многих странах. Общественность, естественно, проголосует за РПА, но какой будет этому мотивация, трудно сказать. Конечно, РПА использует имеющийся под рукой весь арсенал – административный ресурс, криминальные элементы, предвыборные взятки, и если ко всему этому прибавить еще и лишенную содержания предвыборную кампанию других политических сил, то картина становится более чем ясной. Учитывая все это уже можно прогнозировать, что РПА легко получит голоса, необходимые для формирования стабильного большинства.
– Может ли быть непредсказуемое для властей развитие событий? Могут ли быть форс-мажорные ситуации? Например, можно ли считать форс-мажором для властей события в селе Джрарат, смерть Артура Саргсяна, более известного как «Приносящий хлеб»?
– Смерть Артура Саргсяна очень печальное событие для широких общественных масс, и, одновременно, самое неблагоприятное развитие событий для власти. Естественно, власти должны детально обосновать правовую необходимость повторного ареста Артура Саргсяна и тот факт, имела ли голодовка связь с его смертью. Но с другой стороны, те силы, которые пытаются использовать факт смерти Артура Саргсяна в собственных целях необходимо строго осудить, и в этом контексте общественное мнение должны быть противопоставлено подобным проявлениям. Вооруженное столкновение в Джрарате попытались использовать в целях политических спекуляций, однако, спустя несколько дней отец пострадавшего в результате этих событий несовершеннолетнего гражданина рассказал СМИ, что не нужно искать во всем этом политический контекст, и они уже нашли общий язык с Левой Ераносяном и желают покончить с этой историей. Сразу же после интервью отца потерпевшего в беседе с журналистом Вардан Осканян снова заявил, что произошедшее было политическим преследованием, и они будут последовательны в том, чтобы случившееся было раскрыто. Из публичных заявлений, сделанных после этих событий (комментарии Самвела Бабаяна, заявления, распространенные Варужаном Аветисяном и Жирайром Сефиляном в защиту желания ОРО решать вопросы с помощью насилия) становится очевидно, что эта сила, по всей видимости, осознавая, что не пользуется доверием общества, попытается сделать все для того, чтобы в предвыборный период и особенно после выборов произошла внутриполитическая дестабилизации. И учитывая тот факт, что о своей поддержке данной политической силе заявили ветераны Карабахской войны и даже вооруженная группа, называющая себя «Сасна црер», то можно говорить о наличии всех оснований для того чтобы произошла попытка повторить июльские события, связанные с захватом полка ППС. Надеюсь, все это учитывают соответствующие органы, и хотя бы в этот раз они смогут предотвратить угрожающую государственности РА опасность.
– Если судить по уже сложившейся картине, как Вы думаете, будет ли парламент следующего созыва существенно отличаться от нынешнего?
– Уровень политических дискуссий просто несовместим с системой парламентского управления. В целом, нынешний уровень партийной системы в контексте обслуживания системы парламентского управления, мягко говоря, недостаточен, а если сопоставить качество предвыборной кампании и результаты парламентских выборов со всем этим, то становится очевидным, что парламент следующего созыва не особо будет отличаться от нынешнего.
– Можно ли прогнозировать, каким будет развитие событий после выборов?
– Это будет обусловлено конкретно качеством проведения выборов. Если сравнить нынешнюю предвыборную кампанию с предыдущими, то невозможно не заметить, что есть положительный сдвиг по части обеспечения равных конкурентных условий для всех политических сил.
Новый Избирательный кодекс несмотря на наличие недостатков, тем не менее, можно считать консенсусным, поскольку он был принят в результате самой широкой консолидации политических сил.
Следовательно, в отличие от предыдущих избирательных кампаний эта еще не является поводом для поствыборного развития событий, и каким будет это развитие будет зависеть от дня голосования. Если в день голосования будут иметь место такие нарушения, какие были на предыдущих выборах, то невозможно будет избежать определенных событий после выборов. Это касается здоровых политических сил, но, как я уже отметил, в вопросе так называемой легитимности поствыборных процессов совсем иной подход у альянса ОРО.
Эта сила уже делает все, чтобы дестабилизировать внутриполитическую ситуацию, и независимо от происходящих событий они попытаются после выборов начать какой-то процесс. Однако попытки этой силы получить голос народа, а также спровоцировать дестабилизацию обречены на провал, поскольку эти попытки никоим образом не поддерживаются широким кругом граждан РА.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
21.03.2017г