Премьер-министр Республики Арцах Араик Арутюнян убежден, что обсуждающийся сегодня вариант карабахского урегулирования не обеспечит полноценных гарантий.
– Господин Арутюнян, Вы возглавляете кабинет министров Арцаха с 2007 года. Хотелось бы поговорить с Вами об экономике Арцаха, сельском хозяйстве, туризме. Каких результатов удалось достичь за эти 10 лет?
– Главным показателем экономического развития является ВВП на душу населения, эти показатели отражают социальную ситуацию в стране, а общий уровень ВВП – возможности страны. Нам удалось за последние девять лет обеспечить в среднем 10 процентный рост ВВП, а показатели на десятый год уже обозначаются. В результате в долларовом эквиваленте за десять лет на душу населения ВВП будет в два с половиной раза больше. Нам удалось диверсифицировать экономику. Если в 2007 году половина бюджета была обусловлена одним налогоплательщиком – «Бейз Метлз», добывающей золото и медь, то в 2016 году перечисления этой компании составили менее чем десять процентов от собственных доходов, в 2017 году ожидается около 20 процентов, поскольку в этом году увеличиваются объемы производства меди, и это приведет к увеличению налогов. Правительству удалось обеспечить экономический рост в сфере энергетики, туризма, сельского хозяйства и услуг. В сфере энергетики нам удалось стать самодостаточными за счет производства возобновляемой электроэнергии, гидроэлектростанций. Политику по малым ГЭС я считаю самой удавшейся, уже в 2018 году начнется экспорт электроэнергии в Армению.
В сфере сельского хозяйства у нас есть прогресс и с точки зрения качества, и с точки зрения политики, у нас есть прогресс в диверсификации выращиваемых сельскохозяйственных культур. Конечно, нам еще многое предстоит сделать. Мы в настоящее время разрабатывает концепцию развития сельского хозяйства, после принятия которой станет ясно, каких успехов мы достигли в течение 10-15 лет и какие программы должны быть реализованы, чтобы сохранить и приумножить, то что у нас уже есть.
Читайте также
Что касается туризма, то были построены гостиницы, рестораны, инфраструктуры, в том числе дорога Варденис-Мартакерт, общая сеть дорог Арцаха, была проделана работа по повышению привлекательности основных достопримечательностей.
– Что вы можете сказать о жизненном уровне в Арцахе? Говорят, население из Арцаха тоже эмигрирует.
– Во-первых, мы имеем демографический рост, главное достижение для нас — это уровень рождаемости, если сравнить показатели за 1995-2007 и 2007-2017гг., то годовая рождаемость выросла приблизительно на 20 процентов. Это является результатом государственной социальной, демографической политики, а также свидетельствует об улучшении социальной ситуации в целом, начиная с привилегированных условий на ипотеку до ряда других действий, например, в случае рождения четвертого ребенка фондом «Ташир» предоставляется денежная помощь, а семьям, где шестеро детей государство предоставляет дом.
Что касается эмиграции, то у нас есть эмиграционные явления, однако у нас нет отрицательных механических показателей, у нас всегда был рост, об этом свидетельствует число учеников. В основном на заработки уезжает молодежь. Конечно, эмиграция – явление нормальное, она характерна для всех стран, но мы ведем политику по переселению, и это компенсирует все. Например, население Кашатахского района в конце 2007 года составляло 7500 человек, сегодня – более 11 тысяч. Если учесть то обстоятельство, что сегодня в Арцахе проблемой номер один является вопрос жилья, то можно поять что больших темпов эмиграции нет.
– Господин Арутюнян, исполняется первая годовщина апрельской четырехдневной войны. За этот год много говорилось об упущениях и имевших место ошибках. Сегодня мы часто слышим о том, что передовая уже усилена. Хотелось бы поговорить о выполненных работах, конечно в тех рамках, в которых можно об этом говорить, а также о том, что еще предстоит сделать.
– До апреля прошлого года армия была в центре нашего внимания, однако речь в основном шла о социальных проблемах. Мы сумели, благодаря нашим солдатам, нашей воле и сплоченности, остановить противника и одержать блестящую победу. Я однозначно считаю это победой, несмотря на маленькую территориальную потерю, поскольку перед нами противник, который тратит десятки миллиардов на армию. Уже на второй-третий день мы обязали его сделать заявление о перемирии, вспомним о заявлении азербайджанской стороны.
После апреля на передовой были выполнены все необходимые работы. Сегодня наша граница в несколько раз более защищенная, модернизированная, наши солдаты более спокойны, то есть в каждодневном режиме мы следим за боеспособностью армии. Пословице «если хочешь мира, готовься к войне», кажется, мы до этого не верили, не очень верили в то, что может вспыхнуть война… Апрельские события показали, что война может начаться каждый день, именно поэтому власти Арцаха и Армении прилагают все усилия в этом направлении.
– Президент РА Серж Саргсян на днях в ходе визита в Арцах заявил, что верховный главнокомандующий вооруженными силами Армении, даже глазом не моргнет, отдавая в случае необходимости приказ о нанесении залпового удара «Искандером». В начале мая С. Саргсян заявил также, что если Азербайджан доведет ситуацию до военной, то мы применим все возможности своего арсенала. Можем ли мы сегодня констатировать, что как армянская, так и азербайджанская стороны готовятся к войне?
– В конце 20 века, наверное, многие были уверены, что 21 век будет эпохой мира, но мы видим, что сейчас происходит во всем мире. Безопасности, обороне во всем мире сегодня уделяют большое внимание. Мы живем в регионе, где мир постоянно находится под вопросом и второе: наш противник почти каждый день выступает с призывами о войне. Следовательно, не только верховный главнокомандующий, но и все граждане каждый день должны думать о том, что если они хотят жить в мире, то обязательно должны уделять большое внимание вопросам обороны.
– Господин Арутюнян, что Вы скажете об аресте Самвела Бабаяна?
– Оценку дадут правоохранительные органы. Нет оснований сомневаться в том, что впоследствии выяснится, какая мотивация и какие цели были для всего этого, правоохранительные органы делают свою работу, их дальнейшие заявления дадут основания для более точных комментариев.
– Поговорим об интервью первого президента Общественному телевидению. Левон Тер-Петросян, представив программу мира альянса «Конгресс-НПА» отметил: «Если Армения решительно заявит, что готова подписать документ сегодня, Азербайджан не сможет отказаться. После такой готовности Армении давление международной общественности будет направлено на Азербайджан». Господин Арутюнян, как Вы думаете, Армения виновата в отсутствии прогресса в переговорном процессе? Из-за позиции Армении сегодня не удается продолжить переговоры по мирному урегулированию?
– Испытывая уважение к первому президенту Республики Армения, который руководил страной в тяжелых условиях – в первые годы независимости и в годы войны, сожалею, что сегодня он руководствуется такой позицией. В Арцахе есть такая пословица – корова дает молоко, а потом проливает… Мы победили в навязанной нам войне, зачем нам терять уже приобретенное? Я понимаю, что есть международное давление, однако Карабахский конфликт – не единственный в мире, есть множество других конфликтов. Мир, конечно же, необходим, но разве подобный компромисс приведет к реальному миру?
Как гражданин Арцаха хочу подчеркнуть, что для меня важнее безопасность Арцаха, чем его статус, поскольку на первом этапе мы можем получить статус, но потом потерять его. Однако мы можем жить в статусе, который есть сегодня, но быть в безопасности. Для арцахцев важнее безопасность, чем формальный статус и стабильность.
– Господин Арутюнян, но лидер АНК заявил, что «остались разногласия по одному-двум вопросам», он знает, о чем речь, но не стал говорить. Кстати, хочу напомнить, что 6 марта в Москве министр иностранных дел России Сергей Лавров после переговоров с азербайджанским коллегой заявил, что «две-три конкретные темы, которые являются ключевыми для окончательного пакета, пока еще обсуждаются». Фактически, остается согласовать несколько вопросов. Вы, как премьер-министр Арцаха, знаете, о каких именно вопросах идет речь?
– Я не знаю, о каких двух-трех вопросах идет речь. Мы видим, что Азербайджан готовится к войне. Для Арцаха сегодня первоочередной задачей является повышение боеготовности армии – параллельно с социально-экономическим развитием Арцаха. Когда Азербайджан осознает и примет тот факт, что мы имеем право жить как независимая единица, тогда мы начнем обсуждать возможные варианты урегулирования. Вариант, который обсуждается сегодня, не может обеспечить гарантий безопасности. У нас уже был плачевный опыт «международных миротворцев». Этнические чистки в Арцахе произошли при участии советской армии, мы не забыли о селах Геташена, Шаумяна, Гадрута… То есть в основе урегулирования должна лежать безопасность Арцаха, которая является также безопасностью Республики Армения.
Апрельская война многое изменила в наших подходах к урегулированию. Представленные принципы не соответствуют действительности и нашим потребностям, особенно на фоне инертности международного сообщества в условиях агрессии по отношению к Арцаху. Война показала, что мы можем надеяться только на себя, Армению и Диаспору. Очевидно, что процесс урегулирования нуждается в серьезных изменениях, и без участия Арцаха эти переговоры теряют смысл. По моему убеждению, в любом документе, нацеленном на урегулирование конфликта первоочередными вопросами должны быть признание независимости Арцаха и гарантии безопасности. Остальное – гуманитарные вопросы, исходящие из конфликта, и их можно обсуждать только после решения основных вопросов.
– А согласны ли Вы с заявлением лидера АНК о том, что ключ от решения конфликта находится в руках России?
– Конечно же, нет. Я согласен с тем, что Россия играет важную роль в процессе урегулирования, имеет большое влияние в этом регионе, однако решение конфликта зависит от воли двух народов.
– Господин Арутюнян, общественность Арцаха всегда тепло относилась к России. После апрельских событий в Армении общественность стала с недоверием относиться к РФ, в частности, выразила свое недовольство по поводу того, что страна-сопредседатель Минской Группы ОБСЕ продала Азербайджану вооружение на 5 млрд. долларов, при том – наступательное. Какие настроения по этому вопросу в Арцахе?
– Конечно, мы сожалеем о том, что Россия продает Азербайджану оружие, но мы в Арцахе к этому спокойнее относимся, поскольку понимаем, что наше будущее зависит от нас. Вопрос, какая именно страна продает оружие Азербайджану является второстепенным, поскольку противник всегда будет покупать оружие. Мы должны укрепить Арцах, как с оборонной, так и с экономической точки зрения.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
29.03.2017г