Лента новостей
Новости дня

«Сомнительная сделка» с «Газпромом», альтернатива Ларсу и Абхазская железная дорога

04 апреля,2017 21:21

Даже премьер-министры констатировали, что существующий потенциал не используется в полной мере

В конце февраля возглавляемая премьер-министром Армении Кареном Карапетяном правительственная делегация по приглашению грузинского премьера Георгия Квирикашвили совершила официальный визит в Тбилиси.

Приветствуя армянских партнеров, Георгий Квирикашвили отметил: «Мы готовы к углублению регионального сотрудничества, активизации товарооборота и реализации имеющегося потенциала». Придавая важное значение имеющемуся между нашими странами высокому уровню политического диалога, главы правительств Армении и Грузии отметили, что в сфере экономического сотрудничества полностью не используется весь имеющийся потенциал, несмотря на рост показателей двустороннего товарооборота. Карапетян и Георгий Квирикашвили выразили убежденность, что экономическое сотрудничество может стимулировать рост двустороннего торгового оборота. В этом контексте стороны отметили важность регионального сотрудничества в сфере энергетики. «В плане расширения программ и торгово-экономических отношений была указана важность свободной экономической зоны в Мегри и возможность ее использования в качестве площадки для обеспечения большей доступности рынков третьих стран»,- отмечалось в сообщении правительства.

После встречи премьер-министров и переговоров в расширенном составе Карен Карапетян и Георгий Квирикашвили выступили с заявлением для прессы. Георгий Квирикашвили отметил: «Мы обсудили наши отношения и развитие сотрудничества в таких важных сферах, как туризм, транспорт, энергетика, культура и по другим направлениям. Мы также обсудили вопросы развития регионального сотрудничества, и что оно может дать нашим странам. Во время встречи мы особо затронули имеющиеся в регионе вызовы и подчеркнули, что сохранение мира и стабильности имеет особое значение для развития наших стран. У премьер-министра Армении есть очень интересные предложения в направлении реализации потенциала совместного рынка наших стран в различных сферах. Мы выразили готовность активно работать в этом вопросе и будем поощрять частный сектор, чтобы был полностью использован потенциал региональной кооперации».

Премьер-министр Карен Карапетян в своем выступлении заявил следующее: «Как отметил мой коллега, состоялась очень предметная беседа по всем тем сферам, которые представляют интерес для двух стран. Мы договорились придать новый импульс всем этим направлениям. Поговорили о новом подходе к региональной кооперации, и я уверен, что здесь у нас есть большой потенциал. Мы заинтересованы в том, чтобы граждане Грузии рассматривали Армению как страну, в которой они могут делать инвестиции и погостить как туристы. С премьер-министром Грузии мы договорились двигаться вперед в этом направлении. Более того, у наших коллег есть конкретные поручения организовать «открытый день» для всех тех бизнесменов Грузии, которые заинтересованы в деятельности на армянском и смежных рынках».

Есть ли альтернатива Ларсу?

В ходе визита в Тбилиси Карен Карапетян с грузинским коллегой Георгием Квирикашвили договорились по вопросу альтернативы Верхнему Ларсу. Об этом Карапетян сказал в беседе с журналистами. «Если вас интересует, будет ли альтернатива Ларсу, то могу заверить, что да, будет. Об остальном потом, пока я не раскрываю кавычки. Мы договорились как по Ларсу, так и по энергетическому коридору»,-сказал Карапетян.

Далее последовала жесткая реакция грузинской оппозиции, которая потребовала представить подробности переговоров с Арменией. В партии «Единое национальное движение», например, опасались, что восстановление железнодорожного сообщения поставит под удар политику Грузии по непризнанию оккупированных районов страны. В частности, представитель партии Ника Руруа заявил, что это национальный вопрос, который не должен решаться за кулисами. Представители «Европейской Грузии» заявили, что власти принимают неблагоприятные для страны решения. «Грузией сегодня руководит власть, по отношению к которой есть большое недоверие и которая идет на уступки России. Это видно также по примеру «Газпрома». Поэтому в данном вопросе власти Грузии обязаны публично заявить правду о том, с какой сделкой мы имеем дело»,- отметил Зураб Чиаберишвили.

Спустя несколько дней после армяно-грузинских переговоров премьер-министр Армении Карен Карапетян в Национальном собрании сделал достойное внимание второе заявление: в ходе официального визита в Грузию вопрос Абхазской железной дороги, как альтернативы Ларсу, не обсуждался: «Обсуждались другие альтернативные варианты. Считаю вероятным, что будут найдены решения. Мы ведем переговоры». Почти то же самое сказал вице-премьер Грузии и министр энергетики Каха Каладзе: в ходе визита главы правительства РА Карена Карапетяна в Грузию на встречах с официальными лицами вопрос восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию не обсуждался.

Главный редактор грузинского агентства Black Sea Press, политический эксперт Гела Васадзе,  на днях в качестве докладчика принимавший участие в цахкадзорском семинаре на тему «Нормализация отношений Армения-Турция: вызовы и перспективы», организованном общественной организацией «Гражданское соглашение» совместно с посольством Великобритании в Армении, в беседе с нами отметил, что вопрос восстановления Абхазской железной дороги для Грузии является политическим, и политическая цена данного вопроса является довольно высокой: «Если речь идет о железной дороге через Абхазию, то это означает, что грузы, входящие на территорию Абхазии должны получать международные коды, это будет необходимо».

Гела Васадзе

По словам грузинского эксперта, в Абхазской железной дороге может быть заинтересована Турция, притом, не столько в экономическом плане, для Турции с экономической точки зрения был бы выгоднее открытие автодорог, поскольку, по мнению эксперта, фактор занимающихся грузоперевозками турецких компаний является довольно серьезным даже для европейского рынка. «С политической точки зрения вопроса Абхазской железной дороги быть не может, и об этом заявил также премьер-министр Армении. Однако если об этом речь не заходила, то о чем же еще они говорили?»,- отметил Гела Васадзе.

«Сомнительная сделка» с «Газпромом»

В январе текущего года в Минске состоялась очередная встреча генерального директора «Газпром экспорт» Елены Бурмистровой и министра энергетики Грузии Кахи Каладзе по согласованию условий транспортировки газа через территорию Грузии в Армению и поставок газа в Грузию. Каладзе заявил, что Грузия согласилась с тем, что Россия платила деньгами за транзит газа в Армению. Грузия, согласно договоренности, могла приобрести топливо по сниженной цене 185 долларов США вместо 215 долларов за 1000 кубических метров российского газа. «Возможно, будет сезонный дефицит, и Грузии понадобится дополнительный объем топлива. В этом случае Грузия будет получать российское топливо по цене 185 долларов США вместо 215 долларов»,- отметил Каладзе. Ранее сообщалось, что в ходе рабочего визита в Минск Каладзе встретился с руководством «Газпрома». Россия хотела за транзит газа через российскую территорию платить деньгами, однако грузинская сторона пожелала сохранить существующую форму оплаты, получая 10 процентов российского «голубого топлива».

И эта сделка стала поводом для бурных обсуждений в Грузии. В политических и экспертных кругах Грузии были недовольны сделкой между властями страны и «Газпромом». В заявлении платформы «Защити свободу», в частности, говорилось: «Правительство Грузии согласилось с требованием «Газпрома» — таким образом, то, что Бидзина Иванишвили не смог сделать в прошлом году из-за сопротивления оппозиции и гражданского сектора, в этом году нам представляют как свершившийся факт».

С критикой соглашения с «Газпромом» выступил также президент Грузии Георгий Маргвелашвили, отметив, что новые условия негативно влияют на энергетический сектор страны и наносят ущреб политическим и экономическим интересам Грузии. Он также призвал парламент представить новый проект о снижении рисков, связанных с соглашением. Вопрос «Газпрома» нечто большее, чем бизнес сделка, это, в первую очередь, безопасность, внешняя политика и геополитика, и потом только энергетика и экономика»,- отметила пресс-секретарь президента Эка Мишвеладзе.

Тогда как министр энергетики Грузии Каха Каладзе после переговоров с «Газпромом» заявил, что правительство приняло «оптимальное решение», согласившись с условиями «Газпрома» касательно транзита газа в Армению.

По мнению бывшего члена партии «Единое национальное движение», ныне представителя фракции «Европейская Грузия» Елены Хоштария, «мы без борьбы сдали гарантированные условия, согласно которым Грузия получала 10 процентов российского газа за транзит из РФ в Армению, а сейчас наши позиции стали слабее, в дальнейшем Россия может свободно диктовать нам свои условия. Одним словом, мы ставим себя в зависимость от России в вопросе, по которому иже десять лет не было никаких проблем».

Заместитель главы грузинского представительства Transparency International Георгий Ониани в интервью «Эхо Кавказа» отметил, что власти страны под давлением подписали документ, несмотря на то, что еще в декабре прошлого года Каха Каладзе заявлял, что Грузия не пойдет на подобный шаг, поскольку стране не выгодна другая форма оплаты. Позже власти заявили, что возникли проблемы в переговорах с «Газпромом». В конце концов, правительство утвердило соглашение, так и не представив его детали экспертам: «Возникает множество вопросов, поэтому мы требуем, чтобы подписанное с «Газпромом» соглашение получило огласку… Были ли эти переговоры закреплены стратегическим экспертным анализом? Были ли вовлечены в процесс международные партнеры, чтобы условия были максимально лучшими? Интерес общественности понятен, и власти должны ответить на эти вопросы»,- отметил Ониани.
Тогда как провластные силы отвечали им, что вопрос закрыт, уже нечего обсуждать, и документ уже подписан.

Гела Васадзе, касаясь договора с «Газпромом» отметил, что ясно одно: это сомнительная сделка, при этом, процесс начался давно, как минимум, два-три года назад, когда были опубликованы фото министра энергетики Каладзе с высокопоставленными чиновниками из «Газпрома», сделанные за рубежом. «Естественно, «Газпром» это не совсем компания, это больше политический рычаг. Тем не менее, мы получили соглашение, согласно которому изменились условия транзита российского газа. До этого все было очень прозрачно: транзит осуществлялся, 10 процентов брала Грузия. Но вдруг российская сторона потребовала платить за транзит. Это всего лишь часть, произошедшего, выяснилось, что документ держится в тайне, это коммерческая тайна. Возникает вопрос – от кого скрывают условия соглашения? Правительству Грузии все известно, «Газпрому» известно, значит, получается, что скрывают от нас. Есть сомнения, что Газпром таким образом ставит Грузию в зависимость от себя, как это было после зимы 2007 года»,- отметил Гела Васадзе.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»,
01.04.2017
г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать