Экс министр иностранных дел НКР Арман Меликян – об избирательных процессах
– РПА одержала победу на состоявшихся 2 апреля парламентских выборах, и оппозиционные силы очень быстро приняли эту победу. В чем секрет успеха РПА?
– Полагаю, если бы ЦИК в своей работе не допустил удивительную неряшливость, то трудно было бы говорить о том, что результаты «выборов», мягко говоря, были предопределены, а принявшие участие в голосовании граждане всего лишь способствовали тому, чтобы были зафиксированы так необходимые действующей власти и внешним игрокам смехотворные «сокрушительные» результаты.
В первую очередь, конечно же, очевидно, что в результате массовой эмиграции в Армении 1.575.000 избирателей просто не могли подойти к избирательным урнам. Наверное, многие заметили, что председатель ЦИК господин Мукучян, описывая механизм подсчета голосов с гордостью рассказал, что в Армении действует электронная система, которая и обеспечивает точность подсчета.
Читайте также
Действительно, сертификаты, официально свидетельствующие о внедрении соответствующей европейским стандартам системы, были выданы ЦИК РА еще в 2011 году, однако срок их использования истек еще в 2014 году. Я вижу коррупционные составляющие в деле передачи этих сертификатов ЦИК РА со стороны компании GIC Ltd., получившей аккредитование от уполномоченного британским правительством органа, но это совсем другой вопрос, о котором более детально мы поговорим позже, а сейчас существенно то, что ЦИК РА преднамеренно ввел в заблуждение принимающих участие в избирательных процессах граждан, международных наблюдателей и СМИ, распространив на своей официальной страничке информацию о том, что, якобы у них есть электронные системы ISO 27001:2005 Application of Voting Technologies through “Elections” automated system, including Electronic (Internet)Voting (сертификат No N686383) и ISO 9001:2008 Application of Voting Technologies through “Elections” automated system, including Electronic (Internet) Voting (сертификат No N686126).
До 1 апреля я надеялся, что эти просроченные электронные сертификаты на официальном сайте остаются по ошибке, и информация о них будет снята до дня голосования. Они не сделали это по собственной воле, и я был вынужден публично потребовать у господина Мукучяна, чтобы он дал соответствующее распоряжение, но он так и не сделал этого. Причина ясна: если руководство ЦИК признает, что сертификаты просрочены и удалит информацию с сайта, то будет вынуждено признать и то, что в день голосования в Армении не действовала соответствующая европейским стандартам система электронного управления, а это уже станет серьезной проблемой в глазах европейских наблюдателей с точки зрения приятия правомерности выборов.
Так что, этот профессиональный промах ЦИК поставил крест на легитимности этих «выборов», поставив под сомнение положительное заключение международных наблюдателей, поскольку они не смогли предотвратить роковую аферу ЦИК РА, и это является результатом небрежности и профессиональной безответственности тех наблюдателей, которые прибыли в РА с долгосрочной наблюдательской миссией. Следовательно, в Армении в очередной раз не будет получившей голос избирателя легитимной власти. В данном контексте особенно интересно то, что наши западные друзья, аккредитованные в РА дипломаты, всячески пытаются засвидетельствовать легитимность неизбранных народом властей, и, честно говоря, я считаю очень тревожным именно их рвение – ведь они же отлично знают о «безобидной шалости» наших, и если они заняли подобную позицию, значит, у них есть определенные ожидания от нелегитимных властей.
– А какую роль в предвыборной гонке сыграли политические силы, считающие себя оппозицией? Как Вы считаете, соответствуют ли действительности имевшие в политическом закулисье разговоры о том, что власть и оппозиция договорились о «правилах игры»?
– Что касается взаимоотношений принимавших участие в «предвыборной борьбе» сил, «предвыборных договоренностей» и поствыборного «смирения», то создается впечатление, что в политическом закулисье имели место определенные договоренности, были и в основном стали реальностью. Хотя и власть, которая будет сформирована в ближайшем будущем по вышеизложенным причинам и не является легитимной, однако с точки зрения структуры положительным является то, что произошло захват оппозиционного полюса политической силой, владеющей экономическими рычагами. Сейчас в Армении имеющие серьезный экономический потенциал две силы – РПА и ППА контролируют полюс власти и оппозиции, и на следующем этапе, возможно, они смогут, поменявшись местами, легитимировать двуглавую власть. Другой вопрос, в какой степени они непосредственно зависят, например, от России. К примеру, бывшая партия «Оринац еркир» в данном контексте проделала очень серьезную уборку, и не став парламентской силой, оказала общественности важную услугу, вместе с ней из игры выбыли мелкие партии.
Не думаю, что в будущем эта услуга Артура Багдасаряна не будет компенсирована. Получившая невероятное количество голосов АРФ Дашнакцутюн будет заинтересованным и монопольным сторожем моста Армения – Диаспора, иногда будет брать на себя весьма своеобразные функции.
ОРО также в каком-то смысле взяла на себя роль «Оринац еркир» – в рамках своего влияния. Альянс «Елк» станет украшением открытого для прозападной оппозиции парламентского «Красного уголка», а АНК будет внепарламентской опорой миролюбия готовых на сдачу земель действующих властей. Одним словом, роли удачно распределены, хотя я и не настаиваю на том, что произошедшее является результатом 100%-х договоренностей.
– Чем новый парламент будет отличаться от предыдущих? Многие говорят о его качественном преимуществе. Вы видите это преимущество? В чем оно?
– Честно говоря, сейчас я единственным преимуществом считаю то, что многие представители предыдущего парламента лишились возможности своей тупостью, беспринципностью и криминальным поведением действовать на нервы общественности. Возможно, новые не будут слишком сильно отличаться своими высокими профессиональными и нравственными качествами, но они хотя бы внесут свежесть.
– Что ожидается до 2018 года? Оправдает ли Карен Карапетян надежды, которые часть избирателей, тем не менее, связывает с ним? Или же разочарование наступит быстро?
– Должен сказать, что ближайший год, во всяком случае, будет переходным этапом, за это время станет ясно, кто станет премьер-министром после того, как в 2018 году войдут в силу новые полномочия президента РА. Действующий глава правительства после своего назначения выступил с многообещающими заявлениями, однако, у меня сложилось такое впечатление, что в дальнейшем ему не удалось организовать работу правительства по тем принципам, которые он обозначил вначале. Теперь многое будет зависеть от того, сможет ли он обеспечить обещанные инвестиции. В любом случае, он пока еще не получил реальный политический вес.
Беседу вела Нелли Григорян
Газета «Аравот»
06.04.2017г