О прошедших парламентских выборах было сказано все. Что главную роль сыграли административные рычаги давления на директоров государственных учреждений и владельцев частных компаний, и, конечно же, деньги, что, на мой взгляд, вполне соответствует действительности. А то, что Республиканская партия приписала себе полмиллиона голосов, или что было осуществлено голосование со 100 тысяч несуществующих адресов, эти два утверждения я не могу считать доказанными. Тем не менее, ни один оппозиционер, как я знаю, не жаловался на то, что средства информации не создали всем равных условий для ведения кампании. И только «Армянское возрождение» и коммунисты имели столько культуры, что в своих поствыборных заявлениях поблагодарили прессу за уравновешенное освещение. О жалобах других я не слышал и не читал об этом.
Вы не можете сравнить программу «Оракарг» телеканала «Հ1» нынешнего предвыборного периода с «Айлуром» 2003 года, каждый выпуск которого дышал ядом и гноем в отношении оппозиции. Журналисты «Первого канала» Общественного телевидения порой на пресс-конференциях задавали самые острые вопросы. Изменились и другие телеканалы. Полная свобода в интернете, которая может и раздражает некоторых людей, но мне кажется, что гораздо лучше так, чем когда кто-либо не может выражать свои мысли и эмоции.
Тем не менее, некоторые представители оппозиции говорили об «атмосфере страха». В течение двух месяцев, условно говоря, с 2 февраля по 2 апреля, я провел десятки интервью, и что-то не заметил, чтобы какая-либо оппозиционная сила боялась давать самые жесткие оценки власти. Некоторые из них говорили, что в Армении царит авторитарный режим, и, вероятно, в качестве доказательства этого продолжали их строгую критику.
Директора школ напуганы? А почему не напуган Ашот Блеян? Почему не боится директор имеющего государственный статус Кукольного театра Рубен Бабаян? Почему не напугана заместитель директора Национального института образования Анаит Бахшян? Страх проявляется сугубо лично. Тот, кто предпочитает бояться, будет бояться. И атмосфера тут ни при чем.