Я думаю, что это для многих очевидно, и последние парламентские выборы показали, что наши политические лидеры очень мало задумываются даже о тех проблемах, по поводу которых выступают с «предвыборными суждениями». Даже не столь углубленные в экономические вопросы люди, если поднатужат на пару минут свой ум, то поймут, что фразы типа «у меня есть один знакомый шейх, который осуществит инвестиции», или «мы задействуем «Наирит» — это попросту сотрясение воздуха. Или в ходе нынешней кампании по выборам в Совет старейшин один предлагает способ решения транспортных проблем Еревана, увеличив количество вагонов метро. Не говоря уже о более сложных проблемах, относящихся к безопасности, государственному управлению и геополитике.
Я не осуждаю наших лидеров, они уж точно не глупее Трампа. Просто в состоявшихся государствах существует состоявшаяся интеллектуальная элита, которая в конечном итоге и направляет политиков. Эта элита не появляется откуда-то просто так, она должна быть воспитана, а также должна заниматься самовоспитанием. Когда Армен Ашотян пригласил первого президента выступать с лекциями в политической школе РПА, это было воспринято как шутка. Но это принятая практика в мире. Обладающие опытом, но вышедшие на пенсию деятели, в том числе и первые лица, спонсируют солидные аналитические центры, читают лекции в университетах. В нашей стране пока все на уровне провинциальной узости.
Отсюда и столь ужасно низкий интеллектуальный уровень обсуждений. Приведу пример. Я пытаюсь сформулировать вокруг какой-нибудь общественной проблемы свои (правильные или неправильные) мысли. Но вокруг этой точки зрения никаких дискуссий не возникает. Наиболее частый комментарий примерно следующий: «Этой стране, этому народу нужна думающая, заботящаяся об этой стране, этом народе власть, все остальное ложь». К такому примитивному, пустому и даже сказал бы, «плаксивому» выводу приходят не только водители такси или продавцы зелени, но и люди, которые претендуют на роль «глубокомысленных комментаторов».
И пока интеллектуальный уровень аналитиков и политических деятелей будет оставаться таковым, пока они со всеми вместе будут ждать «патриотичные, любящие народ и заботливые власти», трудно рассчитывать на иной результат, чем тот, который мы имеем. Сам по себе вопрос – какая власть нужна «этой стране», неправильный и бессмысленный: власть – техническая категория, функция, а не группа плохих и хороших «отцов». Вопреки «глубокомысленным аналитикам», повторю – нашей стране (а не «этой стране») нужна интеллектуальная элита.