Образованную и осведомленную часть нашего общества выборы уже давно не интересуют, так как в слове «выборы» уже само по себе предполагается наличие альтернативы, то, чего в Армении в глобальном плане, в плоскости ценностного и мировоззренческого восприятия давно нет. Выборы потеряли свою привлекательность также и для сторонников радикальных перемен, потому что в них закрылось окно возможностей для революций. Бенефициарами выборов остались люмпены, деидеологизированная масса, любящая деньги и зрелища, и манипулирующая ею социальная прослойка, для которой выборы являются способом зарабатывания денег, открытия бизнеса и получения должности.
Очевидно, что подобная конфронтация политической системы и общества ведет к маргинализации избирательной системы и политических отношений. Иностранцы оценивают нас именно по степени нашей маргинализации, по этой системе критериев, считая, например, положительным, что в Армении не обливают зеленкой лидера оппозиции или что наш президент не провозглашает себя через конституцию «отцом нации» и прочее. И сработала именно эта система оценки, когда западные наблюдатели отметили прогресс на последних выборах. Это означает, что наши выборы не имеют цивилизационных последствий, ценностных результатов и могут считаться положительными уже в том случае, что сопровождались без жертв и стрельбы.
К таким грустным выводам я пришел, когда на одном из сайтов прочитал интервью с Чрезвычайным и Полномочным послом США в Армении Ричардом Миллзом, чьи формулировки были дипломатичными, но между строк читалось разочарование. В интервью даже встречались формулировки, которые диагностировали тяжелое, неизлечимо больное состояние армянской демократии. Например, по поводу скандальной аудиозаписи с собрания в «САС Груп» Миллз отмечает: «Важна тщательная, прозрачная и неполитическая экспертиза, чтобы граждане Армении были уверены, что могут голосовать свободно и без внешнего давления».
Саргис АРЦРУНИ
Читайте также
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жаманак»