Согласно указу президента Украины от 15 мая 2017 года о санкциях против российской компании Mail.Ru Group, украинские пользователи потеряют доступ к сайту mail.ru и к социальным сетям «В контакте» и «Одноклассники». На 3 года будут заблокированы также все сервисы «Яндекса». Всего в санкционном списке — 1228 физических и 468 юридических лиц.
Исполнительный директор киевского Института массовой информации Оксана Романюк в интервью DW назвала блокировку российских соцсетей наступлением на «территорию свободы слова — интернет». По мнению эксперта, Украина не та страна, которая молча стерпит подобные ограничения.
DW: Как вы оцениваете указ президента Порошенко о закрытии доступа к российским соцсетям и другим интернет-ресурсам?
Оксана Романюк: Думаю, это приведет к ухудшению имиджа Украины на межународной арене и к негативному отношению украинских юзеров, которые используют российские веб-сайты. Это точно случится, если решение все-таки вступит в силу.
До сегодняшнего дня у нас не было прецедента, чтобы хоть какой-то сайт, исключая сайты с детской порнографией, был бы заблокирован в связи с контентом. Согласно украинским законам, единственный способ блокировки сайтов — только через суд. Мы в институте обсуждали решение властей с юристами и выяснили, что на самом деле не существует практических механизмов для воплощения указа президента на законодательном уровне.
То есть, получилось громкое, но не эффективное по сути решение на высшем уровне. Потому что, во-первых, изменить законодательство Украины не так просто. Во-вторых, в техническом плане украинские интернет-провайдеры не в состоянии реализовать блокировку. И в-третьих, даже если указ попытаются ввести на практике, у пользователей существует масса способов обойти ограничения с помощью разных сервисов.
— После аннексии Крыма у Украины с Россией сложились особые отношения. Может быть, существуют какие-то специфические обстоятельства, которые могли бы оправдать блокировку российских интернет—ресурсов?
— Не вижу никаких экстремальных предпосылок для таких действий. Блокировка — это крайняя мера, оно должна быть аргументирована очень важными обстоятельствами, которых на сегодняшний я не вижу — и не понимаю актуальности указа.
Российские ресурсы — это просто каналы комуникаций, которыми пользовались украинцы. Среди них немало журналистов, которые, именно с помощью соцсетей «В контакте» и «Одноклассники» находили информацию о присутствии на юго-востоке Украины российских солдат, а также проверяли геолокацию российской военной техники. Кроме того, немало украинских компаний и СМИ имеют свои странички в российском секторе интернета. Поэтому нет никакого позитива в том, что эти каналы будут перекрыты.
Если же говорить об экономическом аспекте указа президента, — а речь идет о санкциях в отношении компании Mail.Ru Group, получающей прибыли от украинских пользователей, — то получается, что удар будет нанесен прежде всего по провайдерам Украины, которые работают с россиянами.
— Как вы собираетесь действовать, если решение принято на уровне президента и СБУ?
— На Украине уж точно не будут воспринимать это молча. Украинское общество не такое спокойное, чтобы проглотить такое наступление. Сейчас для нас главное — это распространение информации во всем мире о том, что происходит на Украине.
Мы сами будем говорить об этой ситуации и надеемся на помощь международных СМИ. Для Украины интернет — это территория свободы, и поэтому надеюсь, что здравый смысл победит.