Политические партии время от времени используют слово «антропоцентризм». Я не знаю, что они подразумевают под этим. По-видимому, человека, который возглавляет их партию в духе демократического централизма. У меня есть свое представление об антропоцентризме, которое, возможно, слишком далеко от научного. Любой человек является центром Вселенной, и единственное, что должно его сковывать и ограничивать, это законы государства. Навязывать ему на шею чего-либо иное вне этого, неправильно и вредно.
Я не смотрю индийские сериалы, но и не высмеиваю тех, кто смотрит их, не взираю на них свысока, и не считаю, что я чем-то лучше их. Я никогда не буду носить георгиевскую ленточку, потому что она является символом другой страны, но я не наполняюсь враждой и не кляну тех моих соотечественников, которые носят эти ленты. Если это нравится этим людям, почему я должен подвергать их психологическому террору?
Мне не нравится Республиканская партия, в целом «правящие партии» на постсоветском пространстве представляют собой довольно серое, скучное и крайне «не креативное» явление. Но я не могу не видеть, что, к примеру, Виген Саргсян и Арпине Ованнисян более образованы и были лучше подготовлены к избирательной кампании, чем большинство моих оппозиционных собеседников. А в ходе избирательной кампании по выборам Совета старейшин Ереван темой полностью владел вице-мэр столицы Ваге Никоян. Я не могу красить всех только в белое или черное. Но если есть люди с таким жизненным подходом, это их дело, я не собираюсь тиранить чье-либо мнение. Пусть выбирают тот цвет, который им нравится.
Я бы не взял с собой моего ребенка, если бы хотел устроить драку в предвыборном штабе моего политического конкурента, но каждый родитель волен сам решать, на какие мероприятия водить своего ребенка. Для меня выглядят некрасиво ироничные посты, в которых пользователи злорадствуют, что девушка получила сотрясение мозга. Понятно, что никто не хотел причинить ей вред, но также верно, по-моему, воспринимать боль любого ребенка, любого человека, как свою. Но и здесь нет никакого принуждения. Если человек способен чувствовать только свою боль, то и это следует принимать как реальность.
Живите, как вам хочется (в рамках закона, конечно). А не так, как хотят другие, даже если эти «другие» ваши родные. Пусть и другие живут, как им заблагорассудится. Очень простая формула. И, самое главное, антропоцентрическая.
АРАМ АБРААМЯН