Конкурс «Аврора» проводит в Армении с 26 по 28 мая ряд мероприятий. Организаторы осуществляют прекрасную работу, высоко держат честь нашей нации, показывая, что мы, армяне, исповедуем общечеловеческие гуманистические ценности. Но…
Обычно, когда я получаю подобное приглашение, мне отправляют пригласительный билет, который я беру с собой, чтобы показать у входа. (Если есть вопросы, связанные с безопасностью, то у входа устанавливается металлодетектор, что считаю нормальным). Но здесь была более сложная процедура. Для участия в мероприятиях я должен был заполнить целый опросник, который схож с тем, который необходимо заполнять в посольствах для получения шенгенской визы. Прежде всего, этот документ я должен заполнять на английском языке: вероятно, предполагается, что все гости мероприятия англоязычные.
Содержание опросного листка следующее: «титул» (а если я не герцог или граф?), имя, фамилия, отчество, предпочтительна эл. почта, год рождения, номер паспорта, действителен до… И здесь возникает вопрос: если я настолько подозрительная личность, что могу присутствовать на мероприятиях, только оставив данные моего паспорта, то, может, не стоило меня приглашать? А если я представлю неверные паспортные данные, и что, будут их проверять через полицию?
Не знаю, кто как, но я думаю, что гуманизм предполагает и простоту, демократизм, доступность в общении. Если в этих мероприятиях по вручению премий участвовать труднее, чем встретиться с президентом страны, если бюрократические процедуры столь сложны, то лучше эти мероприятия проводить только для международной «аристократии», а не простых людей. Не исключаю, что такова форма, принятая на международном уровне. Но не все формы, принятые на международном уровне, хороши.
Повторю, я не намерен дискредитировать конкурс и идею «Авроры». Очень похвальная инициатива. Просто создавать вокруг нее некую завесу: давать исключительные права каким-то средствам информации и выдумывать для участия какие-то бюрократические процедуры… Все это, мне кажется, противоречит самой идее.
Один из самых известных пианистов нашего времени, Георгий Соколов (кстати, неподражаемый исполнитель фортепианных произведений Комитаса) в каком-то аэропорту для посадки в самолет должен был оставить отпечатки пальцев. Соколов отказался, сказав: «Извините, я привык оставлять следы моих пальцев только на клавишах фортепиано». И не полетел.