Несколько последовавших друг за другом событий открывают беспрецедентные политические возможности перед Ереваном
На прошлой неделе на итоговом брифинге Министерства обороны Грузии стало известно, что Вооруженные Силы Армении 30 июля с.г. в числе армий восьми государств примут участие в многонациональных военных учениях НАТО «Достойный партнер-2017» (Noble Partner).
Независимо от масштаба и формы участия, что по всей видимости станет известно позже, факт участия сам по себе чрезвычайно важен для Армении и Армянской Армии, когда его рассматриваем в контексте процессов, происходящих в регионе и постсоветском пространстве.
После Четырехдневной войны переговорный процесс по Нагорному Карабаху, в котором своим посредничеством активные усилия приложил Вашингтон, самым интенсивным образом был прилюдно сорван Баку, и это произошло при молчаливой поддержке Москвы и на фоне вопиющей пассивности, попустительства Еревана. После этого США на время отошли, а с начала года, когда сменилась и администрация, и сопредседатель Минской Группы ОБСЕ, американская дипломатия определенно взяла тайм-аут.
Последняя грубейшая провокация Азербайджана, когда, выпустив управляемую ракету, была совершена попытка вывести из строя единицу системы ПВО Армии Обороны Арцаха, и впечатляющий ответ армянской стороны показали, что в качественном плане противостояние перешло в новую – опасную стадию. И учитывая, что переговорный процесс так и не вышел из тупика, то становится очевидным, что без активной внешнеполитической стратегии новую войну предотвратить не удастся.
А меняющиеся реалии в международных отношениях беспрецедентно благоприятны с точки зрения армянских интересов. Российские надежды, что администрацию Трампа удастся втянуть в торг в формате «Ялта-2», а в Европейский Союз внести раскол, притупив бдительность европейцев перед лицом реальной угрозы, лопнули как мыльные пузыри. Скандальная отставка генерала Флинна в США, состоявшиеся выборы в Австрии, Нидерландах, Франции вытесняют на политическую обочину крайне правые и крайне левые экстремистские, антиевропейские силы, симпатизирующие Москве. ЕС непреклонен в вопросе продления санкций против России, а сирийская авантюра напоролась на контрудар «Томагавками», поставив Москву перед тотальным политическим тупиком.
Стремительно теряющий адекватность Эрдоган погряз во внутренние проблемы в своей стране, большей частью созданные им же самим. Ему так и не удалось подбить на желательные для себя шаги ни Москву, ни Вашингтон, а в Европе он успел испортить отношения со всеми надолго и до степени аллергии. И можно уверенно утверждать, что самое последнее, в чем он нуждается – это капризы режима Алиева, которые уже давно просто надоели мыслящей части турецкого политического класса.
Чрезвычайно важное событие произошло в соседнем Иране. Несмотря на консолидацию подчеркнуто антизападных консерваторов, Хасан Роухани одержал убедительную победу на президентских выборах и будет управлять страной еще четыре года в этот судьбоносный период. Обращаясь в этой связи к иранцам, он подчеркнул, что «победил прежде всего иранский народ, избрав мир и взаимодействие с миром, отвергнув экстремизм» (цитата по Радио Свобода). Это означает, что во внешнеполитических, региональных подходах Тегеран будет продолжать политику баланса в регионе, а на Южном Кавказе продолжает оставаться одной из важнейших констант региональной безопасности, от чего принципиально далеки двое других больших соседей региона – Россия и Турция. Кроме того, преемственность политического курса Ирана – серьезная основа для реализации идеи Роухани по формированию коридора Персидский залив-Черное море, важнейшими бенефициарами которого являются Европейский Союз и причерноморские страны – Болгария, Румыния, Украина.
Сокрушительная победа Эммануэля Макрона во Франции открывает возможность перед Ереваном освежить и привнести новые плоскости в межгосударственные отношения Армения-Франция, в том числе – компоненту безопасности. Благоприятным фоном для этого является также предстоящее подписание нового рамочного соглашения Армения-ЕС, дающего возможность диверсифицировать наши отношения с внешним миром.
… Одним из «гвоздей» армянского околополитического фольклора является история с «бумажным черпаком» католикоса Мкртича Хримяна (Хримян Айрик), когда на Берлинском конгрессе 1878г армянскую делегацию «попросили подождать с той стороны двери», пока участники будут решать нашу судьбу без нас, а Бисмарк упрекнул, что «на сербских мечах турецкая кровь еще не высохла, а вы пришли с какой-то бумагой…». Сегодня наш черпак далеко не бумажный, и не имеем права жаловаться на качество черпака, когда ручку от черпака своей же рукой отдали в руки русским и добровольно отказались пользоваться им, сдавшись на милость Москвы…
А значение предстоящих учений НАТО в Грузии трудно переоценить. Это уже третьи учения, и они будут самыми масштабными. Пять из восьми стран-участниц –США, Соединенное Королевство, Словения, Германия и Турция – члены НАТО, а три страны-партнера НАТО – Армения, Грузия и Украина. Отмечается, что целью нынешних многонациональных учений будет усиление обороноспособности Грузии, повышение совместимости с военными подразделениями стран-членов и партнеров НАТО, формирование и развитие региональных и единых партнерских возможностей, а также улучшение аспекта логистического и оперативного планирования и выполнения. А участие Армении означает, что во всем этом у нас есть и будет свой вклад в будущем.
И вообще, это удобный повод, чтобы Армения начала конкретизировать повестку безопасности в отношениях с нашим соседом – Грузией, и лидером Восточного Партнерства, второй страной в Европе после Франции по численности армянской общины страной – Украиной, именно в евроатлантическом контексте. Тбилиси и Киев – важнейшие партнеры для Еревана, потенциал отношений с которыми не только не используется, но и стал просто заложником российских интересов.
Становится ясно также, что дипломатия нынешнего качества просто неприемлема, и она сама по себе уже давно превратилась в угрозу. Посольства Армении в Тбилиси и Киеве должны решать вопросы стратегической важности, ключевые вопросы в плане безопасности, тогда как мы видим просто убогую картину, когда некомпетентность и безразличие эквивалентны именно этому «бумажному черпаку». А политическое поле, в большинстве своем заполненное субъектами с провинциальным и аполитичным мышлением и сутью, способно ли все это понять и усвоить? Это вряд ли! Остается надеяться, что определенные способности военного ведомства по превращению профессиональных заключений в политические решения, которые, как представляется, сыграли роль в данном случае, будут развиваться в этот крайне важный период.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «Аравот»
23.05.2017г