Голос Америки. Лидеры стран НАТО в четверг собираются на саммит в Брюсселе, ожидая, что им удастся достичь соглашения по ключевым вопросам.
Учитывая, что встреча пройдет на фоне теракта в Великобритании, участники саммита придут к единодушному мнению о необходимости борьбы с терроризмом, как в своих странах, так и за рубежом, например, в Афганистане.
Но как вести эту борьбу – это уже другой вопрос.
Война в Афганистане – одна из ключевых тем, по которым европейские лидеры надеются получить больше информации, когда встретятся с президентом США Дональдом Трампом.
Американский лидер рассчитывает на увеличение вклада НАТО в эту работу, но канцлер Германии Ангела Меркель дала понять, что очень прохладно относится к этой идее и дождется дискуссий НАТО по этому вопросу.
«Мы также координируем сотрудничество примерно с 20 странами-членами альянса, которые играют там активную роль», – заявила она ранее в этом месяце.
«Я подожду принятия решений. Не думаю, что мы первые в очереди на расширение нашего потенциала там», – сказала Меркель.
Помимо заявлений о войне в Афганистане, Трамп четко дал понять, что он хочет, чтобы члены альянса выполняли требования по минимальному уровню взносов и тратили на оборону 2 процента своего ВВП.
Только пять из 28 членов альянса – США, Великобритания, Эстония, Греция и Польша – отвечают этому требованию.
Европейские лидеры ожидают услышать подтверждение того, что антитеррористические усилия НАТО выйдут за пределы Европы и Атлантики.
Бывший министр иностранных дел Великобритании Дэвид Оуэн заявил, что НАТО уже «является движущей силой в мире».
«Это глобальная организация, и я считаю, что есть повод для расширения работы, чтобы заняться ИГИЛ, – сказал он «Голосу Америки». – Я понимаю, что это спорная тема, но, думаю, что если к ней подойти осторожно и постепенно, то мы увидим, что НАТО согласится с целесообразностью расширения мандата и выхода за пределы Ирака для борьбы с ИГИЛ. Мне кажется, это гораздо более эффективный способ применения американской мощи в глобальном масштабе в рамках НАТО».
Участники саммита подошли к нему с некоторыми разногласиями, но есть также и перспективы прогресса в некоторых ключевых областях.
После теракта в Манчестере британский премьер Тереза Мэй, как ожидается, выступит в поддержку более тесной координации усилий между союзниками в борьбе с терроризмом. По мнению аналитиков, это еще больше укрепит мнение о том, что НАТО не теряет свою актуальность.
Российская тема, вероятно, также займет важное место как на саммите НАТО, так и на встрече лидеров «Большой семерки», которая пройдет позднее в Италии.
Германия, Австрия и другие надеются на то, что отношения с Москвой пойдут в новом направлении, поскольку антироссийские санкции, введенные в связи с кризисом в Украине, создали давление на европейские страны, зависимые от российского энергетического экспорта.
Европейские лидеры также надеются воспользоваться саммитом НАТО для ослабления напряженности в отношениях с Турцией, возникшей после недавнего референдума, по итогам которого президент Реджеп Тайип Эрдоган существенно расширил свои полномочия, что вызвало новые опасения по поводу усиления авторитаризма.
Фото – Голос Америки