Лента новостей
Новости дня

Политическая атмосфера в Армении не вселяет надежду

28 мая,2017 21:33

Член правления АОД Ованнес Игитян – о выступлении Сержа Саргсяна

– Президент Серж Саргсян в ходе выступления в парламенте заявил, что до 2040 года население Армении составит 4 миллиона, а экспорт составит 50-55 процентов от ВВП. Видите ли Вы предпосылки для этого? Могут ли стать реальностью обещания президента, если учесть тот факт, что Серж Саргсян с самого начала своего правления давал разные обещания, но они так и не становились реальностью?

– Полагаю, Серж Саргсян имел в виду не естественный рост населения, а то, что темпы эмиграции снизятся, и люди начнут возвращаться. Следовательно, надо посмотреть, какие у эмиграции причины и какие шаги должно предпринять правительство, чтобы один процесс заменить другим. Я таких предпосылок не вижу. Социальная, экономическая ситуации, а главное – политическая атмосфера в стране не вселяют надежды, в политике не избираются самые лучшие, чтобы решить те вопросы, о которых так долго говорил Серж Саргсян.

– Главный орган в системе управления страной – НС уже начало свою работу. Состоялось первое заседание первой сессии парламента шестого созыва. Какое у вас создалось впечатление после первого заседания?

– Продолжая отвечать на первый вопрос в контексте второго хочу добавить: с кем, с чьей помощью и с какой командой Серж Саргсян собирается осуществить все то, о чем говорил?

Не буду я сейчас называть имена, но все мы знаем какими позорными и скандальными были выборы рейтинговых кандидатов от РПА. Мы знаем этих людей, а если и не знаем, то еще хуже: значит они ничем не запомнились. Так или иначе, посредством этих людей, используя «политическую мысль», Серж Саргсян пытается продвигать то, о чем говорил.

На первом заседании парламента Серж Саргсян говорил о том, что общими усилиями – общественность, власть, оппозиция, мы попытаемся что-то построить и сразу же показывает, что парламент своим большинством оказывает давление на оппозицию, в данном случае на «Елк», не давая возможности как-то оказать влияние на улучшение ситуации в стране. Речь идет о парламентской комиссии по правам человека — очень важного органа для развития демократии, основных принципов демократии. То есть, всего того, о чем говорил Серж Саргсян, представляя как проблемы, которые получать свое решение.

– Не думаете, что в одном представители РПА правы – ситуацию с правами человека в стране существование соответствующей парламентской комиссии решить не может. Например, в парламенте прошлого созыва такая комиссия была, однако это не мешало попиранию прав человека в Армении. Свидетелями сказанного мы стали как в ходе событий с «Электрик Ереван», так и во время захвата полка ППС.

– Я согласен с тем, что действующая тогда комиссия носила символический   характер.  Символический по той причине, что контролировалась о стороны властей. Обычно, защита прав человека и интересы власти в Армении не совпадают. Они все время пытаются все скрыть. Именно по этой причине я говорю, что можно было отдать эту комиссию оппозиции и показать, что есть место, где не на формальном уровне, а реально обсуждаются и решаются проблемы, связанные с правами человека. Речь не идет о том, чтобы вторить правозащитникам или омбудсмену, речь идет о создании гарантий в законодательном поле, а это комиссия могла сделать точно.

Говорят, данную функцию возьмет на себя комиссия по государственно-правовым вопросам. Но на самом деле очень часто возникают противоречия между так называемым «доминирующим общественным интересом» и правами рядовых граждан. Именно по этой причине нельзя соединять эти комиссии в одну. Точно так же, как и экологию с промышленностью.

–В своем выступлении Серж Саргсян, касаясь карабахского урегулирования сказал, что единственным вариантом он считает Казанский документ. Президент, по сути, отвергнул Мадридские принципы, сформированные в годы правления Роберта Кочаряна, а также предложенную Левоном Тер-Петросяном платформу мира. У нас и в самом деле нет других вариантов?

– Говорить сейчас о тех вариантах, которые по той или иной причине находятся в архиве или дипломатическом мусорном ведре, как отвергнутые предложения, не думаю, что актуально. Ситуация и в самом деле изменилась. И не замечать это сегодня, не делать соответствующие выводы, полагаю, означало бы изначально потерпеть поражение. Задача номер один сегодня это более активная работа в международных структурах, необходимо выявить агрессивные действия Азербайджана, которые являются основным препятствием на пути урегулирования конфликта. Не думаю, что Азербайджан рассматривает те документы, о которых говорил Серж Саргсян. И еще один важный вопрос — это активность Арцаха. Активность не только в виде заявлений, но и за столом переговоров, но я не вижу действий армянской стороны в этом направлении.

– Следовательно, для чего и для кого Серж Саргсян делает эти заявления?

– Знаете, в Армении давно уже используется подход: в документах, например, РПА в своих программных бумагах – предвыборных или идеологических, пишет одно, но в реальности происходит совсем другое. Или же, в парламенте говорят о правах человека и демократии, но на самом деле все по-другому. Не знаю, наверное, адресатами этих заявлений является внешняя аудитория, а действия в негативном русле воспринимает внутренняя аудитория – граждане РА. Выступление Сержа Саргсяна, по всей видимости, необходимо воспринимать именно в этом контексте.

– Сопредседатели Минской Группы уточнили свою позицию, заявив о том, что виновником эскалации ситуации является Азербайджан. Некоторые круги в Армении испытывают воодушевление по этому поводу. Если ли причины для оптимизма, может ли заявление посредников обуздать азербайджанскую агрессию?

– Я вижу возможность для того, чтобы предпринять действия, а не испытывать оптимизм. Следующий шаг, который должна предпринять армянская дипломатия – поднять этот вопрос, донести причины, последствия до международного сообщества, Минской Группы, имеющих отношение к урегулированию других инстанций: в существующей ситуации, в атмосфере фактической войны невозможно вести переговоры. По сути, идет война, и обуздание Азербайджана не должно происходить на последнем этапе урегулирования вопроса, это должно быть первым шагом, чтобы обеспечить соответствующую атмосферу для продолжения переговоров. Есть прецеденты, когда сторонам не удается установить мир, международное сообщество оказывает вмешательство в процесс по установлению мира. Первый шаг сделан – внедрение механизма по мониторингу, вторым шагом должно быть применение механизмов для наказания нарушителей перемирия. Тогда как сегодня, если встречаются первые лица Армении и Азербайджана, разговор со стороны Армении ведется об одном – мы жалуемся, что Азербайджан покупает оружие и применяет его.

Нелли ГРИГОРЯН

Газета «Аравот»
25.05.2017г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать