Инопресса.ру. «Сараево 1914, Доха 2017? Может быть, мы стали свидетелями исторического момента, аналогичного убийству предполагаемого наследника Австро-Венгерской империи, которое привело к тому, что нам теперь известно как Первая мировая война. На сей раз силы Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов могут столкнуться с Ираном. Вашингтону придется действовать быстро, чтобы остановить надвигающуюся войну, а не ожидать начала бойни», — пишет Саймон Хендерсон, директор Gulf and Energy Policy Program в Вашингтонском институте ближневосточной политики в статье для Foreign Policy.
«Номинальной мишенью Саудовской Аравии и ОАЭ является Катар, который уже давно отошел от консенсуса стран Персидского залива по Ирану. Эр-Рияд и целый ряд арабских стран в понедельник разорвали связь с богатым газом эмиратом. Саудовская Аравия объявила о закрытии для Катара своего воздушного пространства и сухопутной границы, а также запретила транзит направляющихся в Катар судов через свои воды», — говорится в статье.
«В ответ Иран, по сообщениям, объявил, что позволит Катару пользоваться тремя своими портами для получения импортного продовольствия, от которого зависит страна, — и этот жест Эр-Рияд и Абу-Даби, возможно, расценят как подтверждающий предательские связи Дохи с Тегераном», — пишет автор.
Есть как минимум две версии того, как сложилась такая ситуация. Если верить правительству Катара, то официальное информационное агентство страны подверглось хакерской атаке 24 мая, и появилась ложная новость, согласно которой эмир Тамим бин Хамад Аль Тани заявил: «Нет причин для враждебности арабов к Ирану». «В предположительно ложном сообщении была подтверждена поддержка, оказываемая Катаром движению «Братья-мусульмане»* и его палестинскому ответвлению, «Хамасу», а также заявлено, что у Дохи хорошие отношения с Израилем», — говорится в статье.
«Тем временем правительственные СМИ в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах взяли на вооружение альтернативную версию, сочтя эту новость правдивой и быстро отреагировав всплеском возмущения», — отмечает автор.
«Существует вероятность того, что изначальный хакерский взлом был организован Тегераном, раздраженным антииранской позицией на саммите, прошедшем 20-21 мая в Эр-Рияде, когда президент Дональд Трамп встретился с королем Салманом бен Абдул-Азизом Аль Саудом и представителями десятков мусульманских государств», — предполагает эксперт.
«Со своей стороны, Катар считает себя жертвой заговора Эр-Рияда и Абу-Даби, отношения которых с Дохой были традиционно враждебными, несмотря на общее членство в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)», — отмечает Хендерсон.
«Вашингтон может сыграть важную роль в разрядке этой потенциально взрывоопасной ситуации», — считает он, подчеркивая то, что Exxon Mobile, прежде возглавляемая госсекретарем Рексом Тиллерсоном, является крупнейшим иностранным игроком в энергетическом секторе стране и Тиллерсон должен «хорошо знать ключевых лиц страны».
«Прошло всего несколько недель после того, как на фотосессии в Эр-Рияде наследный принц Эмиратов Мухаммед бин Зайед Аль Нахайян оттолкнул в сторону эмира Тамима, чтобы встать по правую руку от президента США. Теперь Саудовская Аравия и ОАЭ пытаются сделать то же самое на международной арене», — заключает автор.
На снимке – эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани