В ходе своей деятельности правительство господина Карапетяна так и не коснулось ситуации, царящей в крупнейшей в экономике после горнодобывающей промышленности сфере производства напитков. Возможно, только после приведения в порядок данной отрасли (если, конечно, это можно достичь) только имеет смысл исследовать возможность оказания поддержки производителям водки или вина. Тем более, что вопрос возвращения долгов за приобретенный у фермеров виноград касается именно производителей вина, водки и коньяка. Это они, после взятого у сельчан урожая, в течение многих лет при косвенной поддержке действующих правительств не платят за «закупленную» продукцию.
Что касается теплиц, то научно доказано, что Араратская долина не самое лучшее место для развития тепличного хозяйства в Армении. В некотором смысле правительству повезло, что ожидаемый урожай плодовых и винограда в этом году будет относительно небольшим, и скандальные проблемы прежних лет с закупками урожая не возникнут. Но последние события, связанные с реализацией урожая огурцов в Армавире, проблемы возвращения долгов переработчиками долгов фермерам, должно было напомнить правительству о необходимости обратить внимание в первой очереди на решение этих вопросов. Потому что сельское хозяйство в стране развивается в первую очередь в этих регионах, и совершенно нельзя исключать, что в будущем теперь возникнут проблемы при закупке урожая помидоров в плане оплаты (компания «Артфуд», являющаяся собственностью бывшего премьер-министра и министра сельского хозяйства, до сих пор имеет долги перед фермерами).
В конце концов, при подобных объемам эмиграции из Армении, при таком уровне нищеты задача правительства не в оказании помощи богачам в расширении их заводов, строительстве новых, а в помощи тем, кто имеет полгектара или несколько соток земли, в уважении справедливости, в плане получения денег за сданный продукт. Решение вопроса правительство пытается оставить на сельских фермеров, утверждая, что требовать должны сами сельчане, заключать договор и работать с переработчиком по договору. В марзе есть 40 тысяч фермерских хозяйств и один «Артфуд» или несколько винных заводов, которые попросту не работают по договору, не заключают договоров, не нуждаются в помидорах или винограде сельских фермеров. Так говорят.
Как в таком случае поступать сельскому фермеру, если нет альтернативы? Именно здесь должно действовать правительство: создать в таких ситуациях для сельского фермера маленькую подпору законодательно или в виде решений. Сельскохозяйственный год начался, и эти вопросы снова встанут перед сельчанами и правительством. А оно, как всегда, начнет советовать переработчикам заплатить сельским фермерам.
Нарек ХАЧАТРЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жаманак»