Реально ли вести разговор о том, что Китай с его мощной экономикой и огромными финансовыми возможностями выступит в качестве инвестора? Чтобы найти ответ на данный вопрос, необходимо изучить, насколько наша экономика интересна китайским компаниям. Приведем несколько статистических данных. В прошлом году объем китайских инвестиций в нашу экономику составил… ноль долларов. В позапрошлом году объем китайских инвестиций в нашу экономику составил… ноль долларов. И так далее. Другими словами, китайскому капиталу Армения не интересна.
А может быть Китай заинтересован в нашей продукции? По данным официальной статистики, объем экспорта из нашей страны в Китай в прошлом году составил 96 миллионов долларов. Впечатляющая цифра. Однако в этих 96 миллионов долларов 63,1 миллиона составляет медный концентрат, а 32,6 миллиона руда драгоценных металлов. В итоге получается 95,7 миллионов долларов. То есть, у нас нет товаров, представляющих интерес для Китая.
Армяно-китайские отношения являются довольно теплыми, но это совершенно не относится к экономике. Китай оказал Армении большую помощь. В частности, предоставил огромные гранты, за счет которых была приобретена китайская сельскохозяйственная техника, транспортные средства и т.д. Но эти отношения никак не укладывается в бизнес-логику.
Словом, крайне маловероятно, что китайский капитал появится в Армении. И дело вовсе не обстоит так, что таково политическое решение китайского правительства. Просто коррупция, слияние бизнеса и власти, олигополистическая система делает нашу экономику в целом непривлекательной для инвестиций. И вместо того, чтобы предпринять меры по устранению этих недостатков, Серж Саргсян предпочитает выступать с речами о невероятных программах и пытается создать впечатление, что сделал все для привлечения инвестиций. Но так не бывает, капитал руководствуется не ушами.
Айк ГЕВОРГЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Айкакан жаманак»