Лента новостей
Новости дня

Тернистый путь армянского капитализма-2

19 июня,2017 21:22

Как бы мы, армяне ни жаловались на советские власти, факт то, что в советские годы у нас были значительные и зримые достижения, особенно в сфере культуры и науки. Достижения у нас были даже в советские самые тяжелые и самые жестокие сталинские годы, в сфере той культуры, той же науки, в том числе архитектуры и градостроительства: фактом является и то, что современная столица Ереван именно в сталинские годы начала обретать столичный вид.

Как бы мы не хотели, но должны признать, что до советского строя Тифлис и Баку были и существовали как сформировавшиеся города и столицы, тогда как Ереван до советского строя был типичным провинциальным городом. Другой вопрос, что Тифлис и Баку созидали и благоустраивали больше армянские архитекторы и строители, нежели грузины и азербайджанцы.

Если углубиться, то мы должны констатировать, что Тифлис и Баку начала прошлого века, и жизнь Тифлиса и Баку начала прошлого века армянские писатели отразили глубже и более целостно, чем грузинские или азербайджанские писатели. Свидетельством тому являются произведения Туманяна, Сундукяна и Ширванзаде. То же самое мы можем сказать и Константинополе, Пароняне и других константинопольских армянских писателях.

Но вернемся к Тбилиси и Баку. Когда в начале века Армения, Грузия и Азербайджан приобрели независимость, в Тбилиси и Баку сразу же начал развиваться капитализм, тогда как сказать то же самое об Армении и Ереване мы не можем. Вместе с этим, мы можем сказать, что формирование и развитие капитализма в Тбилиси и Баку тоже происходили благодаря армянам (Манташянц, Арамянц и другие). Тогда как в Первой Республике Армения капитализм не формировался. Причины различны и многочисленны. Одна из причин заключается в том, что и тогда, и сегодня армянские предприниматели и работодатели  проявляли себя, и проявляют за границей лучше, чем в Армении.

Одна из причин была в том, что в первой Республике Армения капитализм не мог полноценно и существенно укорениться, так как у штурвала первой Республики Армения, фактически, стояла социалистическая партия – Дашнакцутюн.

И, наконец, и тогда, и сейчас капитализм в Армении не мог и не может полноценно проявиться и дать ростки по той причине, что наш народ, тем не менее, имеет общинное мышление, и нормальный армянин не может чувствовать себя счастливым, если его соседи и родственники живут в бедности и нужде.

Если участь эти мои слова, становится вполне понятным, почему раньше и сейчас армяне в других странах становятся более успешными и богатыми капиталистами, чем в Армении. Конечно, надо учесть и то обстоятельство, во многих из иностранных государств налоговые и прочие законы действуют намного четче, чем в сегодняшней Армении.

То есть, следует констатировать, что у Армении нет традиции более или менее развитого капитализма, из которого она могла бы сегодня извлечь уроки. И так как она не имела собственной традиции, то вынуждена была пользоваться чужим опытом. Или, начать с нуля. В обоих случаях ошибки были неизбежны, тем более в первом случае, потому что не всегда копирование чужого опыта дает положительный результат, так как наши армянские условия и специфика могут не соответствовать опыту других, более того, во многих случаях могут противоречить чужому опыту. Начинать с нуля без опыта тоже таило свои опасности, очевидцами чего, фактически, мы стали.

Фактически, лучшие и сравнительно образцовые представители армянского капитализма наших дней (Самвел Карапетян, Рубен Варданян и другие) состоялись и проявили себя за пределами Армении. Тогда как состоявшиеся в Армении стали не капиталистами, а олигархами, и хотя мы сказали, что в Армении все началось с нуля, однако это не совсем точно, потому что армянские капиталисты наших дней, которых мы называем олигархами, руководствовались своим опытом.

Дело в том, что в Армении в основном капиталистами и олигархами стали те, кто в советские времена были цеховиками (Самвел Алексанян, Гагик Царукян и другие) и уже в советское время обладали определенной собственностью. Фактически, многие из них и сейчас руководствуются «опытом и законами «цеховиков». Кто из них со временем станет настоящим капиталистом – покажет время.

Конечно, мы не забываем, что, кроме бывших цеховиков, в Армении богатыми стали и те, кто получили высокие и доходные должности. Их численность, конечно, намного больше, и к уже имеющимся продолжают прибавляться новые лица.

Если мы скажем, что среди наших местных богачей и олигархов нет любимых народом лиц, то это неверно. Результаты выборов показывают, что, например, благотворительность Гагика Царукяна очень даже хорошо воспринимается и оценивается. И это, в первую очередь, понимает сам Царукян.

Но не следует забывать, что первым и самым большим благотворителем вновь был капиталист извне – Кирк Керкорян. Другой вопрос, что большую часть пожертвованных Кркоряном миллионов мы спустили в воду и не использовали по надобности.

Сейчас наступают новые времена. Состоявшиеся за границей капиталисты (Самвел Карапетян, Рубен Варданян и другие) постепенно возвращаются и переезжают в Армению, и, естественно, переводят сюда и некоторую часть своего бизнеса, и, по всей вероятности, свое будущее они также видят и представляют в Армении, и продолжение своей деятельности тоже видят и представляют в Армении, и реализуют в Армении благотворительные, культурные, образовательные и другие программы, и есть надежда, что именно они создадут основательные и здоровые традиции, внедряя и адаптируя к Армении лучшие элементы приобретенного на чужбине опыта, и это совершенно новое начало и имеет продолжение, и мои мысли об армянском капитализме этим не заканчиваются и имеют продолжение.

Воскан ЕРЕВАНЦИ

Газета «Аравот»
16.06.2017г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать