По словам Армена Ашотяна, «нельзя за пределами страны говорить исключительно о Карабахском вопросе, Геноциде армян и возвращаться в Армению с чувством выполненного долга»
– Господин Ашотян, в парламенте прошла первая встреча экспертов рабочей группы «Аналитического совета», созданного по инициативе постоянной комиссии НС по внешним отношениям. Конечно, все, о чем было объявлено, можно только приветствовать, тем не менее, если говорить откровенно, какие проблемы Вы видите в парламентской дипломатии, по каким приоритетным направлениям будете двигаться вперед?
– Когда я выдвигался на пост председателя комиссии, в своем выступлении попытался обозначить те проблемы и задачи, которые, на мой взгляд, сейчас являются самыми актуальными. Парламентская дипломатия многослойна, учитывая ее политический характер, иногда она не поддается в своих изъявлениях общим мнениям. Представлены разные политические партии, депутаты вольны выражать свое мнение, единственная сверхзадача, которую необходимо зафиксировать в качестве консенсуса, готовы ли все депутаты, независимо от своих политических взглядов внутри, готовы ли обслуживать внешние интересы Армении за ее пределами и как они формулируют этот интерес, именно это и является основным. Депутаты могут представлять разные политические партии, наша задача заключается в следующем: насколько они готовы за пределами Армении вместе представлять внешние интересы страны – в сфере безопасности, экономики и так далее. С этой точки зрения, конечно, я в парламенте вижу потенциал – как политический, так и индивидуальный, чтобы в условиях правильных действий повысить эффективность парламентской дипломатии, сделать ее более видимой.
Одна из важных задач заключается в том, что наши самые активные депутаты одновременно обязаны работать за пределами и отчитываться общественности внутри страны. Иногда внутренний фактор становится более доминирующим, чем это необходимо, и мы, я говорю — мы, чтобы не обидеть никого, начинаем за пределами страны использовать лексику, подходы, которые, возможно внутри страны и являются востребованными, однако внешняя аудитория их не всегда воспринимает. Конечно, необходимо найти золотую середину, это с одной стороны, быть подотчетными нашему избирателю, с другой стороны, исходя из интересов тех же избирателей, вести более эффективную работу за пределами страны.
Есть много платформ для парламентской дипломатии, это не только конференции, которые в основном ассоциируются с парламентской дипломатией, это еще и визиты спикера Национального собрания, деятельность групп дружбы, связи между комиссиями, а также отдельными лицами, одним словом, это на самом деле очень многослойно, и в единой системе может быть, если принципы будут разделять все участники.
– Господин Ашотян, за прошедшие годы армянская делегация в ПАСЕ неоднократно подвергалась критике, когда принимались проазербайджанские резолюции. Армянская сторона всегда заявляет: всем известно, как именно работают азербайджанцы, они подкупают европейских депутатов, весь мир знает о методах, которыми они работают, следовательно, всем известно, что мы правы… Однако, достаточно ли этого, Вы не видите необходимости работать в этом направлении?
– К сожалению, не все знают, что мы правы, и второе, не все готовы публично признать, что мы правы, если даже им известно об этом. В Европе, как и в Армении, происходит политическая смена поколений, и наши тезисы о своей правоте необходимо регулярно повторять и не думать о том, что все знают причинах Карабахского конфликта. То есть информационную составляющую всегда нужно продолжать развивать. Нельзя быть настолько романтичными. У нас, к сожалению, когда говорят о европейских структурах, почему-то даже некоторые представители политической элиты думают, что эти структуры стерильны и совершенны. А реальность в том, что политика остается политикой, даже на европейской арене. Следовательно, необходимо вести инициативную политику не только по вопросам армянской повестки, но и персональную интенсивную работу, чувствовать личную ответственность. Полагаю, депутаты, которые будут в составах делегаций, должны осознавать свою личную ответственность. На протяжении многих лет бытовало мнение, что делегация означает глава делегации. У главы делегации свои права и обязанности, однако члены делегаций своей работой должны способствовать деятельности делегации. Не только глава делегации несет ответственность за неудачи. То есть, институт личной ответственности необходимо ввести в данную деятельность.
Армянская сторона, на мой взгляд, должна быть более вовлеченной в обсуждения глобальной и европейской повестки, нельзя говорить исключительно о Карабахском конфликте, Геноциде армян и возвращаться в Армению с чувством выполненного долга. В реальности, если тебе не интересен мир, то мир не интересуется тобой, следовательно, на мой взгляд, экологические проблемы, права человека, зеленая энергия, гендерные проблемы, миграция, то есть вся глобальная повестка, которая беспокоит мировое сообщество, Европу, должны стать частью нашей общественной повестки, чтобы держать руку на пульсе политических тенденций и не ассоциироваться исключительно с карабахской тематикой или армяно-турецкими отношениями. С уверенностью можно сказать, что Армения многое может сделать и должна выразить свое мнение по поводу разных вопросов международной повестки.
– Господин Ашотян, новое соглашение Армения-ЕС планируется подписать в ноябре – до брюссельского саммита Восточного партнерства. В то же время звучат опасения, что, возможно, Армения и в этот раз внезапно откажется от подписания документа с ЕС, который, по слухам, своей серьезностью не уступает Соглашению об ассоциации.
– У меня таких опасений нет, не хочу регулярно возвращаться в 2012-2014 гг., вспоминать, как готовилось Соглашение об ассоциации, что случилось после заявления Армении и какой была позиция экс-руководства ЕС. Очевидно одно: новая Европейская комиссия, руководимая Юнкером более гибкая, является сторонницей более адресной политики по отношению к странам Восточного партнерства, и это дает возможность создать правильные основы для развития отношений ЕС-Армения, рассматривая сотрудничество не в контексте конфронтации со стратегическим союзником, а как возможность для дальнейшего развития Армении, как с точки зрения демократии, так и либеральной экономики.
Я еще не видел полного текста соглашения, однако политическая составляющая почти повторяет политическую часть Соглашения об ассоциации. Я не думаю, что, то, что называется Европейским государством, это, в первую очередь, размеры таможенных пошлин и те торговые режимы, которые могут отличаться в Евразийском и Европейском экономическом союзах. Европа, в первую очередь, для нас рассматривается как система ценностей, и с этой точки зрения, если мы на самом деле верим в те ценности, которые ассоциируем с ЕС, то сможем построить страну европейской модели, даже на Евразийском экономическом пространстве.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Фото – из страницы Армена Ашотяна в Фейсбуке
Газета «Аравот»,
20.06.2017г