Насколько я помню, обсуждение правительственной программы в парламенте происходит по следующей схеме. Правительство: «Цели скромные, но таковы наши возможности». Оппозиция: «Не воруйте, и возможностей станет больше». Правительство: «Докажите, что мы воруем». Оппозиция: «Тогда почему народ нищенствует, если вы не воруете». Правительство: «По объективным причинам». И так уже четверть века подряд.
Дискуссии всегда проходят в обстановке обоюдного популизма. Правительство пишет поменьше цифр, но изливает потоки слов, оппозиция ограничивается восклицаниями «не верю!» и отказывается от предметного обсуждения. Невзирая на эти повторяющиеся сцены, пожалуй, стоит отметить одну отрицательную и одну положительную особенность.
Отрицательным, на мой взгляд, является то, что программа предусмотрена на период с 2017 по 2022 годы. За пять лет может смениться пять правительств, и с учетом того, что каждое следующее правительство не несет ответственности за проделанную и не проделанную работу своего предшественника, не знаешь, с кого и что требовать.
Например, предыдущее правительство обещало в 2017 году довести размер минимальной заработной платы до 65 тысяч драмов, чего, однако, не произошло. Нынешнее правительство обещает сделать то же самое примерно до 2022 года. Завтра придет новое правительство, которое назовет другую цифру или вообще не укажет никаких цифр, и все это, мягко говоря, не способствует созданию атмосферы доверия. Таким образом, в Армении программу следует писать на один год.
Но если выбран вариант «пятилетки», то, как мне кажется, должна иметься промежуточные цифры: в 2018 году этот показатель будет конкретно таким, а в 2019 году – таким, чтобы имелась возможность проверить – выполняются ли данные обещания. Не то до 2022 года, как говорится, кто доживет, а кто не доживет: в мире, регионе и в самой Армении много чего может измениться.
Теперь о положительном. Большое внимание уделяется цифровизации, начиная с системы управления и заканчивая налогообложением, таможней, а также процессом подачи заявлений и жалоб граждан. Если общественности будут доступны все данные, относящиеся к нашему государству, в том числе доходы и расходы всех граждан (да-да, именно всех граждан, чтобы не имелось возможности «что-то на кого-то переписать»), то такой уровень прозрачности значительно уменьшит то, что на бюрократическом языке называется «коррупционными рисками». А это одна из основ общественного доверия.
Остается, чтобы мы были настолько образованными, чтобы могли воспользоваться уже размещенными в интернете и размещаемыми открытыми данными. Говоря «мы», я имею в виду не только журналистов.