Лента новостей
Новости дня

В случае инвестиций в размере 8 млрд долларов Армения станет энергетическим лидером региона

23 июня,2017 21:23

Собеседник «Аравот» — руководитель Центра европейских исследований Артур Казинян

– Господин Казинян в середине мая Посольством США была организована конференция по развитию возобновляемых источников энергии с участием американских и армянских компаний, в ходе которой посол США в Армении Ричард Миллс заявил, что потенциал американских инвестиций в сферу энергетики Армении оценивается в $8 млрд и выразил надежду, что власти РА создадут равные инвестиционные условия. Вы думаете это заявление стало сюрпризом для властей Армении?

– Предложение, озвученное послом США, на мой взгляд, можно считать историческим и беспрецедентным. Я объясню, почему. Неоднократно заявлялось о том, что основным препятствием на пути развития Республики Армения является неоправданное и необоснованное ограничение ее суверенитета в пользу другой страны, России, в частности. ЕАЭС в данном процессе имеет вуалирующее реальность и придающее международную легитимность значение, а правда в том, что в последние 23 года Армения последовательно и постепенно передавала России существенную часть своего суверенитета, в которой энергетическая система занимает важнейшее место. Она почти полностью передана России, и предложение посла США – первая существенная попытка со стороны США стать частью экономики РА и фактически выкупить энергетический сектор у России.

Что означает инвестиции в энергетическую систему Армении в размере 8 миллиардов долларов? Это означает или приобретение всех имеющихся инфраструктур и формирование на этой основе новой энергетической системы, или же обязательство правительства Армении – ликвидировать созданные законами и международными договорами монополии в сфере распределения природного газа и электроэнергии. Это, в свою очередь, означает, что если власти Армении пойдут навстречу данному предложению и примут предусловие США по созданию равных, конкурентных условий, то не исключено, что мы вскоре будем иметь вторую газораспределительную и энергораспределительную системы, оснащенные новейшими технологиями, и полную свободу на приобретение энергоносителей.

Иначе говоря, жители Армении получат возможность выбирать, у какого поставщика газа или электроэнергии покупать газ и электричество, что, по моему глубокому убеждению, является краеугольным камнем рыночной экономики, и должно присутствовать в любой конкурентной экономике. В случае инвестирования 8 миллиардов долларов частными американскими энергетическими компаниями, Армения станет энергетическим лидером региона, опередив Азербайджан, у которого истощаются запасы нефти и спорные газовые ресурсы. Это обстоятельство переносит проблему в сферу безопасности, где Армения полностью зависит от России. Фактически мы можем сказать, что США предложили выкупить проданный суверенитет и превратить Армению в современное государство. Другой вопрос, могут ли сегодня власти РА позволить себе пойти на этот шаг, и дает ли возможность создавшаяся в регионе ситуация и геополитический статус-кво пойти на такие радикальные изменения.

– Уже месяц прошел с тех пор, как это заявление было сделано, однако правительство Армении никак не отреагировало на него. На Ваш взгляд, в чем причина, скажем так, длительного молчания правительства?

– Причина молчания правительства с одной стороны понятна мне, с другой стороны вызывает недоумение. В случае принятия предложения возникают серьезные риски для дальнейшей деятельности российских энергетических компаний, в частности для «Газпром-Армении» и в целом для российского политического и экономического влияния в Армении. Я склонен думать, что США осознают это, и предложение в равной степени адресовано также российской стороне, и в этом контексте неслучайным был неожиданный визит председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера в Армению. Предложение США сейчас находится на этапе серьезных обсуждений, и власти РА взяли тайм-аут для проведения консультаций с заинтересованными сторонами и для принятия решения.

Я уверен, что реакция будет, поскольку это уникальная возможность модернизировать Армению и установить расширенное и всеобъемлющее сотрудничество с Ираном в энергетической сфере. Чтобы для нашей общественности стало понятно, что означает инвестиция в размере $8 млрд для Армении, то скажу, что приблизительно столько оценивается газопровод NABUCCO, по которому планировалось переправить азербайджанский газ в Европу, который, во-первых, обходил Армению, во-вторых, должен был обеспечить поток газодолларов в азербайджанский бюджет и в-третьих, проект провалился, поскольку американские энергетические компании не согласились инвестировать деньги в данный проект. А сейчас представьте, какую цену и какое значение имеет данное предложение, на которое власть РА должна ответить и подтвердить свою приверженность продолжить диалог в этом направлении

– Господин Казинян, будучи членом ЕАЭС, Армения может диверсифицировать свою энергетическую сферу, и не только эту сферу, вспомним предложение, сделанное министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом несколько месяцев назад – идею о связывающем Персидский залив и Черное море коридоре, запуск которого может состояться при сотрудничестве Армении, Азербайджана, Грузии и Ирана.

– Проект, о котором Вы говорите, не является новым, он давно уже обсуждается в западных и региональных экспертных кругах, и если будет воплощен в жизнь, то в экономику Армении будут инвестированы серьезные средства. Однако здесь тоже официальный Ереван сохраняет молчание и не выражает конкретную позицию. Причина та же: он противоречит интересам России. И вот почему: энергетические запасы Ирана огромные, особенно запасы природного газа, и если будет построен энергетический коридор север-юг, то ЕС получит возможность снизить энергетическую зависимость от России и широкие возможности диверсификации в сфере энергетической безопасности. А эта перспектива является ужасающей для политического и экономического руководства России, поскольку внешняя политика России основана на сохранении и укреплении монополии на обеспечение Европы энергоносителями, а любая попытка подорвать эту монополию удостаивается жесткого ответа со стороны России и приводит к трагическим последствиям.

Коридор Север-юг имеет жизненно важное значение для Армении в условиях нынешней блокады, поэтому правительство Армении должно в короткие сроки завершить строительство дороги и параллельно найти средства для строительства железной дороги. А предлагаемые правительством США инвестиции в размере 8 млрд. вселят уверенность в инвесторов, и поиск финансовых средств станет значительно проще.

– В ноябре планируется подписание нового оглашения ЕС-Армения, которое, говорят, по своей серьезности не уступает Соглашению об ассоциации. Господин Казинян, что реально может дать этот документ Армении, помимо политических приоритетов по части экономических свобод?

– Текст нового соглашения все еще не опубликован, и нет надежного источника для рассуждений и анализа. Ведущие переговоры стороны могут говорить все, что угодно, однако от этого реальность не меняется. Мы уже упустили один шанс стать европейским государством, взамен став участником ЕАЭС, считающегося эталоном неосоветского режима. Основная ценность Соглашения об ассоциации в формировании общего с ЕС рынка, в рамках которого должны были быть отменены таможенные пошлины на 90% товаров. Сейчас уже поздно об этом говорить, поскольку в правовом плане мы уже не можем позволить себе вести переговоры с какой-либо организацией или страной, не являющейся членом, ЕАЭС. Каким бы ни был документ, он не может быть приближен к Соглашению об ассоциации, однако в условиях нынешних реалий наличие такого соглашение уже является обнадеживающим. Подождем обнародования соглашения, после чего можно будет говорить более предметно.

– Последний визит сопредседателей Минской Группы в регион снова сопровождался напряженностью на границе, с армянской стороны были жертвы. Господин Казинян, очевидно, что посредники прилагают усилия для недопущения широкомасштабной войны, но с другой стороны очевидно и то, что переговорного процесса, как такового, нет. К чему может привести эта ситуация, действительно война неизбежна? В каких условиях можно обеспечить продолжение переговорного процесса?

– На этот вопрос невозможно дать короткий ответ, однако попытаюсь представить несколько замечаний. Возобновление военных действий возможно, поскольку, во-первых, обостряется внутриполитическая ситуация в Азербайджане, и во-вторых, идет пересмотр политической карты региона. Ярким тому примером является референдум о независимости Курдистана, намеченный на 25 сентября, он приведет к цепной реакции и пересмотру границ ближневосточных государств.

Азербайджан может пойти на войну, если будет уверен в ее результатах, однако я убежден, что в результате правящий клан потеряет власть, могут начаться внутренние процессы, которые приведут к гражданской войне. Режим Алиева потратил миллиарды на покупку вооружений и уже 15 лет говорит о разрешении конфликта военным путем. Однако ничего другого кроме обогащения собственного клана он не сделал. Это порождает вопросы внутри самой власти, и в случае ослабления режима Алиева эти вопросы могут стать требованиями.

С другой стороны, очевидно, что и Мадридский и Казанский документы больше не являются актуальными, поскольку они неполные. Конфликтующим сторонам не представлен постконфликтный сценарий, и они не имеют представления о том, что их ждет после урегулирования конфликта. Полагаю, это имеет ключевое значение с точки зрения формирования и укрепления взаимного доверия между двумя народами. Следовательно, сопредседатели Минской Группы ОБСЕ должны приступить к разработке новых предложений, которые будут отражать новые геополитические реалии и представят конкретное, понятное и приемлемое видение постконфликтного региона.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Фото – из страницы Артура Казиняна в Фейсбуке

Газета «Аравот»
21.06.2017г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать