В связи со 100-летием Первой Республики на площади Республики хотят установить памятник одному из создателей этой республики – Араму Манукяну. По моему мнению, этот деятель действительно достоин огромного уважения, и даже почитания: благодаря именно его, говоря современным языком, не конвенциональному, преодолевшему «ориентационные стереотипы» поведению мы имеем государство в малой части исторической Армении. Но идея ставить новый памятник историческому лицу все же несвоевременна, тем более что памятник планируют поставить на площади, символизирующей государственность.
Установка памятника Ленину на этой площади означала, что вторая республика полностью и безоговорочно признает ту идеологию, носителем которой был «вождь пролетариата». Замена Ленина какой-либо другой реальной личностью, смертным человеком, будь то Арам Манукян, Гарегин Нжде, или даже Кирк Керкорян, или Шарль Азнавур, означала бы, что мы имеем нового идола, нового истукана, которому должны поклоняться. Конечно, не надо рушить или демонтировать какие-то уже имеющиеся памятники. Но в вопросе возведения новых необходимо быть крайне осторожным.
Разве во время Первой республики не было «проявлений бандитизма»? У Арама Манукяна не было ошибок и заблуждений? Очевидно, что не все было так, как на протяжении 70 лет представляла коммунистическая пропаганда, но и не было настолько идеально, как сейчас пытаются представить представители Дашнакцутюн. То же самое, кстати, можно сказать и о Второй, Третьей республиках и их ключевых фигурах.
Не может не быть оговорок в отношении любого политического или государственного деятеля любой страны. Вы спросите: «А почему воздвигли памятник Джорджу Вашингтону, Уинстону Черчиллю, или генералу де Голлю? Неужели он были идеальными, и все их действия – неоспоримыми?». Проблема в том, что в этом случае речь идет о состоявшемся государстве, где на общественном уровне сформирован национальный интерес. И потом, ведь, не убрали же, скажем, памятник Вашингтону (потому что выяснилось, что он плохой), и не воздвигли на его месте, например, памятник Франклину Рузвельту. Замена одного символа другим – именно это и есть признак незрелой государственности.
Я потому и говорю: не надо спешить водружать на площади Республики памятник кому-либо смертному. Пусть в нашем обществе укоренится государственное мышление, и в этом случае уже само общество решит, какой ему нужен символ.
В Ереване нет никакой концепции по установке памятников. Кому ставить, где и за какие заслуги. Несколько человек, неизвестно кто, решают вопрос установки памятника. Со всем уважением отношусь к личности Манукяна, но хочу заметить, что на центральной площади должен быть не маленький памятник, а монумент соответствующий размерам площади. Разве А. Манукян достоин этого?
В городе нет памятников царям Тиграну Великому, Артавазду, Ашоту Железному, зато есть памятники дудукустам и Карабале. Неужели великие цари, которые создавали страну менее достойны памяти чем какой-то продавец цветов?
Предлагаю выносить на общественное обсуждение проекты предполагаемых памятников, это касается всех ереванцев.