Насколько для армян освоен 170-милионный рынок ЕАЭС, есть хоть какая-то выгода? В понедельник с таким вопросом журналисты обратились к заместителю премьер-министра Ваче Габриеляну. В ответ он предложил взглянуть на цифры по экспорту, из которых видно, что польза есть. Господин Габриелян рассказал, что мы торговали с Россией и до этого, действовало Соглашение о свободной торговле, а сейчас мы входим в Таможенный союз, вследствие чего облегчены таможенные оформления и множество других функций, снизилась таможенная пошлина: «Если вы с таким удовольствием цитируете Всемирный Банк (ВБ), тогда цитируйте и то, что говорит ВБ: по индексу активности бизнеса мы имеем улучшение торговых условий, что относится к улучшению именно этих таможенных условий. Следует упоминать об обоих».
Ваче Габриелян сослался на слова Вардана Арамяна, что не было немедленного повышения тарифов примерно на 700 наименований товаров, это было сделано постепенно, чтобы это не повлияло на экономическое потребление, а потребители и хозяйствующие субъекты могли постепенно перейти на новые тарифы. Вардан Арамян отмечал, что, несмотря на наш внешний долг, который приближается к 6 миллиардам, мы находимся среди стран с низким долговым порогом. На вопрос, сколько еще миллиардов мы должны взять в долг, чтобы это начало беспокоить власти Армении, Ваче Габриелян ответил: «Власти Армении беспокоятся о том, чтобы долгом управляли эффективно. В этом плане в стратегии долга закреплены положения. Есть налогово-бюджетные правила, которых больше, чем правил по долгам, они будут представлены».
Журналисты указали Ваче Габриеляну и на другие пункты, в которых содержится критика со стороны Всемирного банка, что существуют препятствия для бизнес-среды, действует протекционизм и так далее. Ваче Габриелян ответил: «Всемирный банк говорит, что в Армении нет ничего хорошего? Я правильно вас понял? Назовите конкретную проблему».
На замечание, что ВБ говорил о монополии, неблагоприятной среде для бизнеса, господин Габриелян ответил: «Если вы посмотрите на то, что сказал ВБ, и на то, что сказало правительство, когда представило анализ с диагнозом ситуации, по вашему мнению, оценки ВБ были более острыми, чем диагностика, данная правительством? Не думаю. Оценки, данные относительно того же бизнеса, со стороны правительства были достаточно острыми. Программа правительства имеет именно эту логику: описывает препятствие, которое есть, и говорит, что намерено делать. Та же бизнес-среда состоит из множества факторов, в них входят и судебные процессы, и те проблемы, которые имеются в налоговом, таможенном администрировании».