На днях с рабочим визитом в Гюмри находился министр сельского хозяйства Армении Игнатий Аракелян. В зале областной администрации Ширакского марза он провел совещание с сельскими старостами Ширака, выслушал их проблемы, недовольства, предложения, а также представил им частного инвестора Владимира Погосяна, осуществляющего предпринимательскую деятельность в России и Казахстане. Владимир Погосян сообщил, что он 25 лет живет за границей, и ему, к сожалению, трудно говорить по-армянски.
Инвестор представил, что из России и Казахстана они экспортируют большое количество сельхозпродукции, их покупателями в основном являются Центральная Азия, Ближний Восток, но самый крупный партнер – Иран. Инвестор подчеркнул, что они категорически отказываются от сотрудничества с Турцией.
Критикуя банковскую систему Армении, Владимир Погосян отметил, что на родине самая большая проблема заключается в том, что банки предоставляют кредиты жителям села за бешеные процентные ставки, после этого начинаются проблемы, захват земель. Он сообщил, что прибыл с четким предложением о внедрении новой системы управления и спасении людей от банковской зависимости.
«Мы не пришли, чтобы ограбить, мы пришли помогать, мы станем партнерами, и не создадим таких условий, чтобы вы оказались в зависимости, а мы начали управлять вами», – подчеркнул инвестор. Согласно ему, необходимо объединиться вокруг того инвестора, у которого есть большой опыт реализации и привел пример итальянцев. Согласно ему, весь мир знает, какое качество у итальянской сельхозпродукции в мире, а это результат объединения итальянцев. «Рядом с нами Иран, который говорит, что готов покупать все, что будут производить армяне, другой наш сосед – Грузия», – сказал инвестор, отметив, что имеется большой потенциал для развития.
Министр сельского хозяйства уточнил, что это юридическая сделка, инвестор готов заключить с сельскими жителями индивидуальные договора и предоставить свои средства, финансировать данное направление, а полученная прибыль будет распределена согласно договору. «С каждым сельским хозяйством будет заключен индивидуальный договор. Каждый может заключить свою форму договора. Один может сказать – мне нет ни до чего дела, делай, что хочешь, мне дашь столько-то денег. Другой может сказать – я хочу участвовать с вами на равных, и я разделяю все риски. Так как это новое направление, новая сделка для Армении, мы, как министерство, решили до последнего шага гарантировать интересы сельчан, и намерены обеспечивать максимальную справедливость в сделках. И инвестора, конечно же, обижать не следует, мол, ты сам пришел, значит, давай деньги, а остальное это уже наше дело… Инвестор, естественно, имеет свои интересы. Он пришел к нам и развивать, и зарабатывать деньги», – сказал министр.
Минимальные площади, на которых следует что-то предпринять, согласно министру, составляют 3 тысячи гектаров. Две расположенные по соседству общины могут объединиться и обеспечить требуемую площадь. По словам министра, изучив качество земель, будет принято решение о дальнейших шагах. Один из сельчан возразил, что, мол, 3 тысячи гектаров земли для Казахстана нормально, но здесь гористый Ширак.
«Что говорит инвестор? Инвестор говорит, что сегодня сельский житель закладывает землю, идет и трудится, и не дай Бог, если обанкротится, у него возникают проблемы с банком. Сейчас инвестор говорит: я делаю то же самое. Я участвую в ваших работах, я инвестирую и слежу, чтобы был результат, чтобы зарабатывали деньги, и я не хочу процентов», – еще раз разъяснил Игнатий Аракелян.
Сельские старосты пока еще не имеют четкого представления об этой системе. Они сказали, что как только предложат письменный договор или программу, тогда и поймут, что хотят делать.