«Разногласия вокруг антироссийских санкций — угроза безопасности» — под таким заголовком Financial Times публикует статью Андерса Фога Расмуссена, в 2009-2014 годах занимавшего пост генерального секретаря НАТО. Публикацию цитирует ВВС в обзоре британской прессы.
«Прошло больше трех лет с момента аннексии Россией Крыма и развязывания ею «гибридной войны» на востоке Украины, — пишет бывший глава НАТО, а ныне президент фонда Rasmussen Global. — Признаков того, что война эта подходит к концу, почти нет. Поддерживаемые Россией силы либо окапываются, либо двигаются вперед. Реакция Европы на происходящее оказывается бездейственной. Для перемирия и прекращения боевых действий требуется новое мышление».
По мнению Расмуссена, усилия Франции и Германии по деэскалации конфликта при помощи Минских соглашений удерживают Россию за столом переговоров. Введенные Евросоюзом и США санкции дали России понять, что игнорирование международных правил чревато для нее серьезными последствиями.
Однако если «война на изнурение» ставит своей целью истощение сил противника и испытание характера, то теперь Россия ведет «холодную войну на изнурение». Тактика Москвы состоит в расколе трансатлантического единства — в особенности в том, что касается политики санкций, считает автор статьи в FT. За последние недели он начал опасаться, что эта тактика Путина может оказаться успешной. Последствия такого развития событий будут трагическими.
Европейские санкции нанесли ущерб российской экономике, а американские санкции поддерживают европейское единство перед лицом недовольства некоторых членов ЕС. Как считает Расмуссен, такой совместный подход удержал Россию от дальнейшего продвижения на запад. Смягчение санкций в такой обстановке будет означать сигнал авторитарным правителям и диктаторам: плата за агрессию невысока и единовременна.
«Санкции не остановили Москву и ее подопечных, — говорится далее в статье. — Цена, которую Россия платит за свое поведение и несоблюдение Минских соглашений, слишком невелика. Настало время сломать расчеты России и повысить для нее стоимость агрессии».
Именно так, по мнению автора статьи, отчасти можно обосновать законопроект о санкциях, принятый на этой недели американским конгрессом. Законопроект одновременно придает законодательное оформление и расширяет американские санкции против России и в немалой степени является реакцией на те опасения, что в результате некоей более крупной сделки с Путиным президент Трамп может пойти на смягчение санкционного режима. Новый закон — если он будет утвержден — сделает такое развитие событий без одобрения конгрессом практически невозможным.
Расмуссен считает, что исход голосования следует приветствовать — он делает более предсказуемыми трансатлантические усилия в том, что касается России, но в Европе он далеко не всем пришелся по вкусу. Не прошло и суток, после того как месяц назад американский сенат 98 голосами против двух утвердил законопроект в первом чтении, как министр иностранных дел Германии и канцлер Австрии выступили с совместным заявлением, которое ставило под сомнение «эффективность нашей [единой] позиции по конфликту на Украине».
Объектом их недовольства стали те положения законопроекта, по которым под санкции могут попасть европейские и американские энергетические компании. Германия истолковала его как угрозу запланированному ею газопроводу «Северный поток-2» и как попытку стимулировать импорт американского сжиженного газа. Сторонники стоящего за «Северным потоком» Газпрома, как и государства, стремящиеся ослабить или снять санкции, ухватились за возможность распространять дезинформацию о намерениях американского сената. США вполне обоснованно противостоят «Северному потоку-2» и вполне обоснованно продвигают экспорт своего сжиженного газа, к чему ЕС, собственно, призывал еще несколько лет назад.
«Американский законопроект — вовсе не троянский конь, каковым его кое-кто пытается выставить, — считает Расмуссен. — Предусмотренные им и связанные с энергетикой меры отнюдь не автоматические, они вводятся по усмотрению президента. В пересмотренной версии законопроект указывает, что новые санкции должны вводиться в «координации с союзниками», и особенно подчеркивается необходимость «поддерживать единство с европейскими и другими партнерами по вопросу санкций». Вместо того чтобы бросать через океан свои гневные выпады, европейцам лучше начать взаимодействие с Вашингтоном».
Ни одна из сторон не должна упускать из виду общий контекст: Минские соглашения не будут соблюдаться, и положение дел на Украине не изменится до тех пор, пока Москва не осознает цену и преимущества для себя того или иного варианта развития событий, уверен автор статьи в FT. Преимущества — нормализация отношений с Россией. Однако до тех пор, пока не будет повышена цена, противоположный рычаг тоже нейтрализован. Вместо стремления подорвать санкции европейцы должны усилить их, начиная с того, что продлеваться они должны на год, а не на полгода как сейчас.
«Перед Европой и США стоит общая цель в достижении безопасности на востоке Европы и нормализации отношений с Россией, — пишет Расмуссен в заключение статьи. — Об этой цели не следует забывать в перекрестном огне различных деловых интересов. Такое забвение может привести к нарушению трансатлантического единства и расколу Европы по российскому вопросу. У нашего единства есть цель: вывести Россию и ее вассалов с захваченной ими силой украинской территории. Настало время для нас сломать расчеты Москвы. Если предложенный американцами законопроект не есть правильное решение этой задачи, то европейцы должны ответить на вопрос: а что — есть?»