Член правления партии АОД Ованнес Игитян считает, что переговоры о создании зоны свободной торговли между Турцией и Евразийским экономическим союзом не являются реалистичными. Комментируя в интервью Aravot.am заявление министра экономики Турции и развернувшиеся вокруг этой темы разговоры, Ованнес Игитян высказал мнение, что Турция никогда не откажется от своих привилегий в торгово-экономических отношениях с миром, и особенно с ЕС, от различных инвестиций в свою страну, ради некоего объединения, которое имеет нерегулированный 180-миллионный рынок и неплатежеспособных граждан. А без отказа от этих привилегий подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС невозможно: «Только ради помидоров, которые имеют проблемы с доступом на российский рынок, Турция на этот шаг не пойдет».
Наш собеседник также напоминает, что в 2013 году, отказавшись подписывать Соглашение об ассоциации и глубокой всеобъемлющей торговле с ЕС и вступив в Таможенный союз, Армения бесповоротно потеряла шансы получить привилегии от ЕС. Ованнес Игитян не пожелал возвращаться к экономической составляющей этих разговоров, так как не видит во всем этом никакой экономической части. Звучащие из Турции заявления он считает чисто политическими. Но в то же время констатирует, что турецкие товары могут составить серьезную конкуренцию продукции стран-членов ЕАЭС.
«Ясно, что Турция этим хочет что-то ЕС или какой-либо другой стране. Для России выгодно, чтобы Турция совершила такой шаг. Тем самым она продемонстрирует, что созданное ею объединение продвигается вперед и расширяется», – говорит наш собеседник, добавив, что, независимо от всего, в том числе и членства в ЕАЭС, Россия, исходя из своих интересов, всегда может создать проблемы для ввоза товаров из других стран. Он приводит пример такого армянского, белорусского и казахского опыта под предлогом несоблюдения санитарно-гигиенических норм.
Чем же все-таки закончатся эти разговоры? Ованнес Игитян считает, что в лучшем случае, все это завершится соглашениями о сотрудничестве в отдельных сферах, но Турция не станет полноправным членом Евразийского экономического союза.