Вчера на судебном заседании по «офшорному» делу в суде первой инстанции административных районов столицы Эребуни и Нубарашен была обнародована защитная речь подсудимого Ашота Сукиасяна. Напомним, что Ашот Сукиасян обвиняется в том, что обманом приобрел право на чужую собственность на особо крупную сумму, легализовал незаконно полученную прибыль в крупных размерах, а также злонамеренно избегал выполнения обязательств по особо крупным налогам, сборам и другим платежам. По утверждению пострадавшего по делу Пайлака Айрапетяна, в 2009 году он оформил в качестве залога свою недвижимость стоимостью 100 миллионов американских долларов, предоставил Ашоту Сукиасяну 10,7 миллионов долларов для организации добычи золота и алмазов в Африке. Сукиасян, согласно обвинению, перечислил деньги нескольким кипрским оффшорным компаниям, и Айрапетян лишился своего имущества.
Сукиасян считает, что бывший премьер-министр Тигран Саркисян и архиепископ Навасард Кчоян не имеют никакого отношения к офшорному скандалу. Адвокат Ашота Сукиасяна, Юрик Хачатрян, заявил, что в отношении его подзащитного напрасно была дана уголовно-правовая оценка, тогда как в случае споров можно было привлечь к гражданско-правовой ответственности. По словам защитника, Айрапетян выдает желаемое за действительное, произносит эмоциональные, необоснованные речи и приписывает Сукиасяну неправильную статью Уголовного кодекса.
По словам Юрика Хачатряна, при изучении документов становится ясно, в каком размере был предоставлен кредит, как были израсходованы эти деньги, был ли он правомочен тратить эти деньги или нет, имелось ли намерение присвоить эти деньги, или нет.
Он представил содержание разговоров, чтобы показать, что Ашот Сукиасян не ставил себя на место успешного бизнесмена, а это было так на самом деле. Было также представлено, каким имуществом обладал Ашот Сукиасян, имел земли в селе Таиров Армавирского марза, в Эчмиадзине – строение на 78 миллионов, в Ереване – здание, стоимостью 1 млрд. 400 млн. драмов и т.д. «Мой подзащитный потерял все, что имел», – объявил адвокат.
Юрик Хачатрян заверил в суде, что у Ашота Сукиасяна не мог иметь цель заполучить обманом собственность другого человека. «Он перед посещением собрания в Министерстве экономики не был знаком с Пайлаком Айрапетяном. Доказанный факт, что Пайлак Айрапетян пришел на собрание и там познакомился с Ашотом Сукиасяном, их знакомство состоялось после собрания».
Он привел слова Пайлака Айрапетяна, сказанные им в суде: «Я доверился ему, потому что были государственные структуры, то есть, он доверился государственной системе, и ранее не Ашота Сукиасяна, он доверял правительству, министерству экономики. Пайлак Айрапетян заявлял, что доверился Нерсесу Ерицяну, и он во многих вопросах «кидал» его, а судья тогда ответил – ну так и сказали бы, мы пойдем и заберем ваши 12 миллионов у правительства».
Затем Юрик Хачатрян напомнил об интервью, которое Пайлак Айрапетян дал aravot.am, где он говорил: «Я не отдавал свое имущество Ашоту, я отдал его правительству Республики Армения, в здании правительства, отдал его министру. Я сказал, что если там работает 10 000 рабочих, я ставлю свое имущество. Если мы умножим 10 тысяч рабочих на 10, я бы обеспечил пропитанием 100 тысяч человек. А кто помешал этому? Премьер-министр Армении, второй священнослужитель Армении и хулиган Ашот Сукиасян. А все это было сделано через банк».
Согласно защитной речи, в этом контексте неясно, чего требует Пайлак Айрапетян от Ашота Сукиасяна. В том же интервью он говорил: «Ашот Сукиасян не прачечная, когда говорят, что он отмыл мои деньги. Ашот Сукиасян осуществлял движение денег через банк. Ашоту Сукиасяну предъявлена 205-ая статья по отмыванию денег. Но никакая прачечная денег не моет, их по сухому отмывают». Это, по словам защитника, дает основания понять, что Пайлак Айрапетян тоже знает, что Ашот Сукиасян не имеет к этому никакого отношения.