Как будто бы предвидя, что «красной нитью» подведения итогов годового пребывания на должности Карена Карапетяна станет тема инвестиций, министерство обнародовало пространный комментарий. Все помнят, что было самым запоминающимся заявлением Карена Карапетяна: в течение этого года в нашу экономику будет инвестировано 850 млн. долларов, в ближайшие два-три года объем инвестиций достигнет 3,2 млрд. долларов, а вообще правительство предусматривает инвестиционные проекты на сумму свыше 5 млрд. долларов. «Это реальные проекты, – часто повторял Карен Карапетян. И министерство во вчерашнем релизе затронуло экономическое определение термина «инвестиции», формулировки, принятые международными финансовыми институтами, что такое иностранные инвестиции, частные инвестиции, государственные инвестиции, что такое портфель инвестиций, что значит инвестиционный поток, и так далее и тому подобное.
«Речь идет о 800-850 миллионах долларов как государственных, так и частных инвестициях, которые будут реализованы в 2017 году. К ним относятся осуществляемые различными ведомствами инвестиционные проекты государственного сектора, включая осуществляемые за счет кредитных средств или грантов, совместные инвестиционные проекты при сотрудничестве государства и частного сектора, а также инвестиционные проекты частного сектора, которые получили со стороны государства налоговые, таможенные или иные льготы. Следует отметить, что около 40 процентов объявленных в течение первой половины года инвестиций уже реализованы», – говорится в сообщении.
Словом, в этом году иностранных инвестиций на 850 млн. долларов не будет.
Виновен ли Карен Карапетян в вопросе сокращения инвестиций в нашей стране? И да, и нет. Когда он стал премьер-министром, наша экономика уже страдала от дефицита инвестиций. Многие объясняли это апрельскими военными действиями 2016 года, после чего произошел захват полка ППС группой «Сасна црер». Это, конечно, оказало свое влияние на снижение инвестиций. Но та же официальная статистика констатировала, что объемы инвестиций последовательно и упорно сокращались и до апрельских событий и захвата полка ППС. Причины этого намного глубже, чем можно было бы представить.
Основные причины уменьшения инвестиции имеют и политическую подоплеку, которая отражается на экономике. Если основная часть экономики контролируется монополиями и олигархией, то такая экономика не привлекательна для инвестора, так как монополии и олигархию создали власти, они же и покровительствуют им. Если коррупция в стране носит структурный характер, то для инвестора данная страна не будет привлекательной. Если в стране высокопоставленные государственные чиновники по горло ввязли в бизнес, то есть, произошло тесное сращение политики и бизнеса, то потенциальных инвесторов это, мягко говоря, отталкивает. Если инвестор не может в стране возлагать надежды на правоохранителей, на судебную систему тогда, когда возникает вопрос защиты от незаконного посягательства, то такая страна не может быть привлекательной для инвестора».
Айк ГЕВОРГЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Айкакан жаманак»