Директор образовательного комплекса «Мхитар Себастаци», экс-министр образования Армении Ашот Блеян в беседе с Aravot.am выразил свою позицию по вопросу концепции преподавания и развития русского языка, разработанной министерством науки и образования РА.
«Русский, на мой взгляд – язык иностранный, как и английский, французский, испанский. Мы должны продвигаться вперед по пути создания возможностей для людей, в том числе и в вопросе изучения иностранных языков. Нельзя навязывать человеку что-то и вместо него принимать решения. В горных селах РА, например, разве так важно усваивание иностранных языков? Человек должен сам решать, насколько важным для него является изучение того или иного языка. А может для него важнее земледелие? Если я или вы будем решать, то получится, что мы навязываем им, что человек обречен. Получается, что ты ему говоришь: «ты кочевник, ты беженец, и ты уедешь в Россию»… какая у этой концепции аргументация, я не понял. В мире всего 200 млн. человек разговаривает на русском, это и есть аргументация? Если среди этих 200 млн. многие владеют английским и другими языками, то есть, спокойно можно общаться и на этих языках…
Если бы не было этой концепции, я бы не почувствовал в ней необходимость. Я жил и без этой концепции. А общество разве придает значение этой концепции?
Очень многое зависит от учителя иностранного языка, от его подхода и методики. То есть, как мотивировать его. Первое – поднять зарплату, они получают мизерную зарплату. Уже на протяжении десяти лет их зарплата не поднимается. Хотят придать важность, не изменив отношения к работе? Ведь именно зарплата говорит об изменении отношения. А почему подняли зарплату судьям? Разве в концепции есть пункт, предусматривающий повышение зарплаты в течение трех лет? Конечно же, нет!
Еще один важный вопрос – переподготовка учителей, чтобы, например, учителя иностранных языков 20-30 дней в год проводили в англоязычной или германоязычной среде, общались, повышали качество знаний, ведь язык – это еще и культура, быт. Но мы не можем показать такую государственную программу, которая организует программы по обмену преподавателей иностранных языков, международных лагерей.
Говорится о статусе русского языка, это опасный путь, это путь статуса второго родного языка. Статус, это означает не то что деньги тратить, а приравнять к статусу родного языка, внедрить в сознание, что он важнее родного языка. Это означает, что русский язык выделяют из остальных, делают его монопольным, а это противоречит концепции педагогики, нас отбрасывают назад на 30 лет … это для меня неприемлемо.
Задача становится политической и говорит о том, что это навязано. Здесь проблема перестает быть педагогической»,- сказал Ашот Блеян.