Случайность это, или преднамеренность, я не знаю. Но то, что некоторые антинациональные и антигосударственные мероприятия в сфере образования и науки были претворены в жизнь в течение пребывания Левона Мкртчяна на должности министра образования и науки в разные годы — это факт.
Например, сегодня болезненная реакция последовала на распоряжение, спущенное премьер-министром министру образования и науки по предоставлению русскому языку специального статуса, и министерство, во главе с Левоном Мкртчяном начало разработку концепции преподавания русского языка, ставящей целью повышение роли русского языка.
Брожения продолжаются, опасения – тоже.
Этому предшествовала тема Геноцида: шумиха с преподаванием в школах, было даже составлено пособие, однако, путевку в жизнь оно так и не получило в результате противодействия общества.
Помню, неприятная ситуация возникла и 10 лет назад, когда министр образования и науки Левон Мкртчян был «крестным отцом» позорной сделки между Матенадараном и Музеем-библиотекой рукописей имени Хилла. Члены Европейской арменоведческой ассоциации расценили навязанный Армении договор с «Хилл» как неоколониальный, Причем, в министерстве проводили закрытые совещания, избегали журналистов, профессиональных обсуждений. Министр образования устно пустил в оборот слушок, что, мол, реализуется программа стоимостью 70-80 млн. долларов, тогда как речь шла всего об одном миллионе долларов.
А в одном пункте договора Матенадаран-Музея-библиотеки рукописей «Хилл» было указано, что доступность рукописей для ученых будет определять «Хилл», а Матенадаран будет всего лишь ставиться в известность. Все права Матенадарана, по сути, передавались этой американской библиотеке рукописей, которая должна была оцифровать наследие Матенадарана. Тогда министр Левон Мкртчян, чтобы гладко реализовать свои планы, изменил накануне выборов директора Матенадарана «правила игры».
Согласно уставу Матенадарана, выборы директора должен был проводить ученый совет, куда входят научные работники и палеографы, однако с помощью измененного устава был утвержден новый состав Совета. Затем министр образования обратился к премьер-министру с предложением, чтобы Ученый совет был переименован в Совет и в его состав вошел бы ряд чиновников правительства и министерства.
Кстати, в 2007 году на сайте Музея-библиотеки рукописей имени Хилла при Университете Св. Иоанна в штате Миннесота США была опубликована информация, что у Еревана приобретены три рукописи. Как они попали США, об этом тогда история «умолчала». Хорошо, что сделка Матенадарана хотя бы провалилась. Ученые и люди, кого беспокоила эта история, оказались тогда более активными…
Фото – yerkirmedia.am