23-го сентября в Нью-Йорке состоялась еще одна встреча глав МИД Армении и Азербайджана, в ходе которой были обсуждены вопросы касательно организации еще одной встречи Саргсян-Алиев, достигнута договоренность, что в октябре сопредседатели Минской Группы ОБСЕ посетят регион.
Несмотря на то, что наверное не стоит от этого уже ставшего привычным круговорота следующих друг за другом событий ожидать чего-то большего, чем еще одного круга, тем не менее должны констатировать, что, как и предыдущие круги, этот также в своем «сухом остатке» оставит осадок, результат, который с положительными и отрицательными элементами потребует фиксации, после чего станет возможным вывести новый баланс.
Навстречу новому кругу несколько событий и процессов добавили в общей панораме новые факторы и оттенки.
Прежде всего, существенно осложнились отношения США-Россия, когда президент США Трамп подписал пакет новых и беспрецедентных санкций против Москвы. А еще, США назначили нового сопредседателя МГ ОБСЕ – Эндрю Шофера, который уже приступил к выполнению обязанностей, сменив временно занимающего эту должность Ричарда Хогланда.
С другой стороны, новый этап переговорного процесса стартовал на фоне драматических событий в смежных и далеких регионах. Прежде всего, это Ближний Восток – референдум в Иракском Курдистане, и Дальний Восток, где Северная Корея своими ядерными и ракетными испытаниями привела регион к преддверию широкомасштабной войны, и в этих кризисах скрещиваются интересы по меньшей мере двух сопредседателей МГ из трех.
А такой расклад создает предпосылки, чтобы Нагорно-Карабахский конфликт продолжал оставаться «второстепенным», в котором Вашингтон приложит усилия в направлении того, чтобы удержать его в управляемом русле, но не более того, тем более, что Москва также не заинтересована ни в каком-то кардинальном уреулировании, ни в широкомасштабной, неуправляемой войне со всеми своими непредсказуемыми последствиями.
Примечательно, что в заявлении, распространенном сопредседателями, отсутствует ссылка на договоренности в Вене и Санкт-Петербурге, которые, по сути, успешно были сорваны со стороны Баку при молчаливом, но неприкрытом содействии Москвы. И из интересов армянской стороны исходит, чтобы эти договоренности, касающиеся имплементации мер доверия, вошли бы в повестку навстречу предстоящей встрече Саргсян-Алиев.
Новый этап в переговорном процессе выделяется также кризисом доверия в армяно-российских отношениях, обусловленным уже сложившейся противоположностью интересов сторон. Сколько бы власть ни пыталась это опровергать даже путем демонстративного самоуничижения, даже оскорбляя логику и разум, тем не менее, этот кризис уже охватывает широкие слои общества и определенные сегменты политического поля, и одним из проявлений этого является известная инициатива блока «Елк» — начать процесс выхода Армении из ЕАЭС, что явно нервирует Москву.
Кроме того, предстоящий визит сопредседателей в регион будет предшествовать намеченному подписанию нового договора Армения-Евросоюз, и, согласно заверениям Сержа Саргсяна, Ереван непреклонно идет к подписанию. Однако, это еще не гарантия того, что Москва не предпримет подрывных действий, чтобы максимально усложнить игру официального Еревана. Тем более, когда Баку, как и в предыдущих циклах, параллельно с активизацией сопредседателей, обычно идет на пограничные обострения, а Москва многозначительно молчит, либо своими «балансированными» и мутными заявлениями пытается показать свою «равноудаленность» в отношении сторон конфликта.
Стало быть, есть основания прогнозировать, что Баку все же пойдет на эскалацию в октябре, и армянская сторона должна быть готова к такому развитию. Тем более должна, поскольку ситуация может осложниться тем, что США «заняты» неотложными вопросами в других регионах, и вряд ли проявит сверхактивность в зоне нашего конфликта. На краткосрочную перспективу для России открывается возможность, чтобы пустить в ход свой пульт управления градусом приграничной напряженности в попытке урвать максимум возможного от сторон. А Москва имеет основания думать в этом направлении, учитывая как еще большую уязвимость Еревана в связи с «проблемой-2018», так и усугубляющиеся проблемы Баку с Западом в связи с коррупционным скандалом, обретающим эффект снежной лавины.
Договоренность, достигнутая в Нью-Йорке, о подготовке новой встречи Саргсян-Алиев не включает договоренности о месте встречи, во всяком случае в заявлении сопредседателей нет упоминания об этом. Следовательно, Москва и Баку не пожалеют усилий и рвения, чтобы попытаться вновь вынести процесс на российские площадки, и в настоящее время труднопрогнозируемо, насколько удастся расстроить их усилия. А стороной, в первую очередь заинтересованной в том, чтобы у них ничего не вышло, конечно, является Ереван, который, как известно, такое «посягательство» в отношении пожеланий «нашего стратегического союзника» считал и считает рискованным, и чтобы подстроить, скажем, новый «Санкт-Петербург» — русским больших усилий не понадобится, если Ереван вдруг не упрется, что также не исключено.
Еревану удавалось в определенном смысле оптимальной позицией оставлять мяч на поле Азербайджана и уходить от разного рода нажимов. На данном этапе «игра» продолжает оставаться в логике волейболе, в котором, как известно, в отличие от футбола, не голы забивают, а решают задачу вывода мяча из своего поля, причем такого вывода, чтобы его подбор с противной стороны был как можно труднее. Еревану остается продолжать эту тактику и продолжать уходить от российских интриг и давления, которое увеличилось, причем – по всем направлениям.
Следовательно, Армении для безущербного преодоления этой стадии переговорной активизации необходим по возможности прочный тыл: внутриполитическая стабильность до конца года и регуляция внутриполитических напряжений, руководствуясь исключительно интересами общества и государства.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «Аравот»
26.09.2017г