Общественный деятель Давид Санасарян поблагодарил министр образования и науки Левона Мкртчяна за его заявление, что русский язык – иностранный язык. В организованных вчера в «Медиа центре» обсуждениях на тему «Концепция предоставления в школах русскому языку нового статуса» господин Санасарян заявил, что перед нашей образовательной политикой не поставлена задача формировать гражданина, а поставлен план.
Коснувшись статуса русского языка, Давид Санасарян сказал: «Получается, что есть иностранный язык, и есть еще больше иностранный язык. Сначала говорили: концепция русского и иностранных языков, когда мы подняли протест, что и русский язык тоже относится к иностранным, спасибо министру, что указал – русский – иностранный язык. Наших детей хотят научить зависимому мышлению, что если хочешь получить хорошее образование, должен углубленно изучать русский. Тогда как сегодня в мире образцом является западная система обучения».
Директор образовательного комплекса «Мхитар Себастаци» Ашот Блеян прервал, что, мол, «мы придерживаемся мнения, что более образцовой является «бангладешская» образовательная система».
Затем господин Блеян выразил тревогу относительно того, что наше общее образование не дает возможности учащимся выбирать самостоятельно, при этом мы еще и ввели синоним «углубленный». «Самое безобразное положение в младшей школе. А наши дошкольные заведения вообще в диком состоянии. В такой среде не может быть развития ребенка».
Коснувшись обсуждений, развернувшихся вокруг иноязычных школ, господин Блеян сослался на законы РА «Об общем образовании» и «О языке» и подчеркнул: «Об этом не следует говорить с такой легкостью. Согласно законодательству РА, школа с обучением на иностранном языке означает очаг образования, созданный на основе межгосударственных соглашений, которых не может быть больше 4 по каждому языку. Тогда как в Армении действуют 42 такие школы».
Координатор по исследованиям Института общественной политики Аветик Межлумян, со ссылкой на заявление министра образования и науки Левона Мкртчяна, что уточнен статус русского языка, как иностранного, сказал: «В одном случае русскому языку присваивается статус иностранного языка – как в отношении других иностранных языков во время экзаменов, но, непонятно почему, в концептуальном плане отделяем русский язык и организуем обучение ему по концепции. Хорошо, что есть концепция преподавания иностранных языков, просто не надо выделять русский, концентрировать на нем внимание общественности, никак не обосновывая».
На вопрос Aravot.am, проблема, связанная с концепцией русского языка, политическая, поскольку подходы премьер-министра и министра ОН различаются в этом вопросе, и свидетельством тому является то, что Карен Карапетян заявил, что он не давал такого поручения министру образования, Давид Санасарян ответил: «Удивляюсь, что министр образования, который имеет политическую должность и принимает политическое решение, просит не политизировать вопрос. Вопрос, естественно, политический – об образовании, политике языка. Остальные завязки – было поручение, или не было, пусть вместе выясняют премьер-министр и министр. Это показывает, какая там царит ситуация».
Давид Санасарян считает, что при разработке общественной политики обычно проводят опросы, приходят к пониманию, какие имеются запросы, находят пути их удовлетворения. Он поинтересовался, проводился ли когда-либо опрос, поняли ли, какие есть глубинные проблемы. Затем подчеркнул: «Армению впихнули в болото под названием ЕАЭС, а теперь говорят, что там говорят на русском, давайте сделаем так, чтобы наши дети учились языку этого болота. Без обоснования, глубинного анализа это неправильный подход. Ни одно обоснование министра не выдерживает критики».
На другой наш вопрос, что министр Левон Мкртчян заявил, что русский язык в Армении получил статус иностранного, рассеивает ли это опасения, связанные с концепцией, с углубленным обучением русскому языку, открытием русских школ и рядом других спорных вопросов, ответил Ашот Блеян: «Эти опасения и опасности будут всегда, пока армяне будут разделены на две группы: нацменьшинство в своей стране, которые учатся в школах с обучением на негосударственном языке, пока есть две государственные программы в плане обучения языку. Эта концепция показала нам, какая расставлены мины. А общество должно найти решения, для внесения всего этого в правовое поле. Самое непозволительное то, что есть различия в нашем общем образовании».
Фото — «Медиа центра»