Первый заместитель министра юстиции РА Артур Ованнисян представил сегодня на заседании комиссии НС РА по государственно-правовым вопросам проект закона «О прокуратуре». Он указал, что данным проектом устанавливаются требования к Генеральному прокурору и порядок его назначения. Был решен вопрос о назначении заместителя Генерального прокурора. По действующему законодательству предусматривалось, что заместителя Генпрокурора назначает президент РА по рекомендации Генерального прокурора.
В новом проекте предусматривается, что, либо Генеральный прокурор назначает кого-либо из прокуроров на основании заключения Коллегии, а если нет, то проводится конкурс, и Генеральный прокурор назначает заместителем победителя из числа участников конкурса на основании заключения Квалификационной комиссии.
Были также внесены изменения, основанные на заключениях Группы государств по борьбе с коррупцией (GRECO). «GRECO указывает, что в Комиссии по этике в основном должны быть прокуроры, и не должно быть членов, не входящих в систему прокуратуры, а в действующем законе отмечается, что четверо юристов-ученых в комиссию по этике вовлекаются со стороны президента. Теперь новый закон закрепляется, что все члены комиссии должны быть из прокуратуры».
Согласно действующему законодательству, всех членов Аттестационной комиссии назначает Генеральный прокурор, а по новому проекту в Аттестационную комиссию войдет также ректор Академии юстиции, а также будут избираться некоторые представители системы. Из 9 членов один – это ректор, остальные назначаются: трое юристов-ученых, четыре прокурора и один – заместитель прокурора.
Бывший генеральный прокурор, депутат от РПА Геворг Костанян представил ряд замечаний: «Проектом закона определяется, что полномочия Генерального прокурора могут быть остановлены в двух случаях, если он нарушил закон и нарушил правила этики. Чтобы рассеять сомнения мы сейчас исключаем выражение «если нарушается закон», и получается, что Генеральный прокурор может с кем-то поговорить грубо, скажут, вот, давайте его снимем с работы, а если нарушит закон, примет незаконное решение, мы ничего не предпримем. То есть вместо того, чтобы подправить бровь, мы вынимаем глаз, нет, это неприемлемо».
Костанян указал, что в «Судебном кодексе по поводу судей существует положение, что вопрос отставки может возникнуть, если подразумевается грубое, злонамеренное нарушение, закон четко определяет, что является злонамеренным, что грубым: «Если мы готовы уволить Генерального прокурора, потому что он говорит с кем-то грубо, но не можем уволить за грубое, злонамеренное нарушение закона, я не думаю, что мы хотели бы иметь такого генпрокурора».