Лента новостей
Новости дня

Кипящий кризис вокруг Нагорного Карабаха: Совет по внешней политике США

30 сентября,2017 15:09

Вероятность возобновления военных действий между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха может снизиться, если наметится прогресс на встрече министров иностранных дел двух стран в ходе Генассамблеи ООН, целью которой является организация встречи на уровне президентов. Подобный саммит может стать импульсом для того, чтобы избежать подобных столкновений и вернуться за стол переговоров, пишут аналитики Кэри Кавано и Пол Стейрс на сайте американской организации Council of Foreign Relations.

Тонкая ситуация

Напряженность между Арменией и Азербайджаном по карабахскому вопросу остается высокой после широкомасштабных военных действий в апреле 2016 года. Несмотря на согласованное после этого перемирие, на местах бывают случаи нарушений перемирия – с применением малокалиберного оружия, а также артиллерии. В последние несколько месяцев с обеих сторон неоднократно звучали обвинения в нарушении перемирия, следовательно, вероятность широкомасштабных столкновений остается высокой. Лидеры Армении и Азербайджана заявляют, что пойдут на военные действия, если противник решится на провокации.

17 сентября на Генассамблее ООН Азербайджан заявил, что готовятся широкомасштабные военные учения. В них примут участие 15 тысяч военных, боевой самолет и более чем 150 танков и военной техники. Турецкие истребители F-16 и транспортные самолеты C-130 также будут участвовать в учениях. Более того, Алиев заявил, что его страна «в случае необходимости еще раз накажет агрессора, как это было в апреле 2016 года»:

Уровень вооружений, накопленных в регионе сегодня, опасен: последние несколько лет военные расходы Азербайджана составляют в год 2-3 млрд. долларов. В 2012-2015 гг. импорт оружия в Азербайджан в 20 раз превышал военные закупки Армении. Азербайджан получил израильские беспилотные летательные аппараты и системы противовоздушной обороны, российские зенитно-ракетные установки и другое современное оружие. Армения не может сравниться со своим противником по расходам, но в последнее время у России приобрела дополнительное оружие и современную ракетную систему, которые могут помочь в поддерживании жесткого военного баланса в регионе. Крупномасштабные столкновения вокруг Нагорного Карабаха не могут быть ограничены только военными или Южным Кавказом. После этого может начаться поток беженцев, что может оказать значительное влияние на Грузию, где проживает много представителей армянских и азербайджанских меньшинств. Грузия также имеет существенную зависимость от азербайджанского газа. Активные военные действия могут подорвать энергетическую сеть региона, которая транспортирует азербайджанскую нефть через Грузию в Турцию. Именно эта энергетическая сеть должна помочь Европейскому Союзу ослабить энергетическую зависимость от России. Для Вашингтона военные действия на Южном Кавказе еще больше усложнят напряженные отношения с Россией, Ираном и Турцией.

Дипломатическая сторона игры

Вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта зашел в тупик. После апреля 2016 года политическое поведение ужесточили обе стороны, что не говорит в пользу компромиссного решения. Авторы статьи напоминают, что после апрельской напряженности сопредседатели Минской Группы ОБСЕ встретились с конфликтующими сторонами, предложив создать механизмы по расследованию случаев нарушения режима прекращения огня и расширить полномочия полевой миссии ОБСЕ. Эти предложения продолжают оставаться приоритетом в переговорах, однако за более чем год ни одно из этих предложений не было осуществлено. В 2017 году усилия сопредседателей Минской Группы ОБСЕ были направлены на то, чтобы усадить Саргсяна и Алиева за стол переговоров. Франция и Россия уже выразили готовность организовать подобную встречу. 11 июля три сопредседателя в Брюсселе встретились с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана с целью обсуждения возможной встречи на уровне президентов. 17 июля Саргсян заявил, что готов принять участие в подобной встрече, несмотря на то, что у него больших «ожиданий нет». Он отмечал, что у Армении по вопросу нового подхода нет. Азербайджан настаивал на том, что дальнейшие переговоры должны быть предметными — с перспективой определенного прогресса. Несмотря на то, что Путин 21 июля встретился с президентом Азербайджана, а 23 – с президентом Армении, до сих пор нет официальных заявлений о возможном саммите Армения-Азербайджан. Хотя, только это не может означать прогресс, однако может свидетельствовать о проявлении доброй воли и способствовать снижению вероятности столкновений. Есть некоторые опасения относительно того, насколько этот конфликт является приоритетным для режима Трампа. Временного американского сопредседателя Минской Группы ОБСЕ Ричарда Хогланда 28 августа на этом посту сменил Эндрю Шофер, прежде он занимал пост поверенного в делах в миссии США по работе с международными организациями ООН. Тем не менее, в письме госсекретаря Рекс Тиллерсона, адресованном в августе главе Комитета по иностранным делам Сената Бобу Коркеру, четко указано, что этот штат может быть сокращен в контексте реорганизации Государственного департамента. Даже если этот штат и будет сохранен, Шофер не может быть поставлен на уровень посла. Это обстоятельство значительно снизит позицию американского посредника по отношению к России и Франции и будет сигналом того, что США ослабляют интерес или поддержку в процессе урегулирования ОБСЕ.

Дополнительные действия и варианты

Последние встречи американских и европейских экспертов по Южному Кавказу, а также заявления официальных лиц США и ЕС показывают, что есть дополнительные действия, которые могут предпринять неправительственные организации, агентства ООН и другие, чтобы смягчить уровень враждебности и подготовить почву для мирного процесса. Это включает в себя следующие инициативы.

Планирование гуманитарной ситуации: агентства ООН и неправительственные организации должны осуществлять планирование гуманитарной ситуации – для подготовки к возможному потоку беженцев и перемещенных внутри страны лиц, удовлетворение их гуманитарных потребностей. Эти вопросы уже начали обсуждаться в Армении, Азербайджане и Грузии. Учитывая тот факт, что в 2016 году военные действия происходили по соседству с иранской границей, подобные переговоры будут полезны, в том числе и для Тегерана.

Военные-военные связи: тем странам региона, которые могут быть вовлечены в конфликт, необходимо поощрять развитие особых военных-военных связей, с помощью которых можно будет смягчить перспективы напряженности. Подобные связи уже доказали свою значимость, когда Россия и Турция объединились в случае с Сирией. Это может включить регулярные встречи лицом к лицу, а также создания горячих линий связи. Будет полезно также восстановление связей между генштабами Армении и Азербайджана.

Шаги по укреплению доверия и безопасности: Сопредседателям Минской группы ОБСЕ следует предпринять дополнительные шаги, чтобы оказать давление на стороны с целью уменьшения случаев нарушения прекращения огня на линии соприкосновения. В частности, могут обязать стороны выполнять взятые на себя обязательства.

Представитель генсека ООН: Генеральному секретарю ООН Антонио Гутьерешу полноценно доложили о развитии событий в этом жизненно важном регионе и подчеркнули его личную обеспокоенность по поводу возобновляющихся военных действий. Помимо этого, специализированные структуры ООН должны выполнять серьезные задачи, если начнутся широкомасштабные действия.

Технический диалог: между экспертами Армении и Азербайджана должен начаться диалог (в том числе и трехсторонние обсуждения с грузинскими экспертами) по техническим вопросам, связанным с управлением водных ресурсов или транспортных инфраструктур, экосистемных исследований или ликвидации последствий стихийных бедствий.

Гражданское общество: в конце концов, неправительственные организации должны прилагать усилия для установления контактов между общественными группами, включая молодежь, бизнесменов и журналистов. Некоторая работа в этом направлении при финансировании ЕС был проделана. 8 сентября в Москве инициированная патриархом Кириллом встреча духовных лидеров Армении и Азербайджана была одним из шагов в этом направлении.

Заключение

Остается открытым вопрос, встретятся ли президенты Армении и Азербайджана в 2017 году. Оба президента были в Нью-Йорке, но не встретились. Вместо этого они выступили на Генассамблее ООН и использовали выступление для того, чтобы подчеркнуть свои принципиальные и неоспоримые требования (самоопределение и территориальная целостность), обвинили друг друга в военных преступлениях и в разжигании войны в 2016 году. И до тех пор, пока в их выступлениях приверженность мирной формуле не занимает места, их месседжи свидетельствуют о том, насколько далека эта цель.

В любом случае встреча в этом месяце в Тартл Бэй была прекрасной возможностью для других дипломатических делегаций, в частности Минской группы и ее сопредседателей, Организации исламского сотрудничества, а также для Ирана и Турции – встретиться и понять, как отвечать на вызовы по карабахскому конфликту.

Если на дипломатическом поприще в ближайшем будущем будет намечен прогресс, вышеупомянутые инициативы могут и должны быть предприняты для того, чтобы подчеркнуть международную озабоченность, необходимо лучше подготовиться к новым столкновениям и уделять больше места мирному процессу. К счастью, некоторые из этих инициатив уже стартовали, заключают авторы.

Подготовила Виктория АНДРЕАСЯН

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930