Эксклюзивное интервью «Аравот» с Еврокомиссаром ЕС по вопросам политики соседства и расширения Йоханнесом Ханом
– Господин комиссар, Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС было парафировано 21 марта 2017 года. Официальный Ереван уверен, что документ откроет новую страницу в отношениях между Арменией и ЕС и ее членами. Ожидается, что новое соглашение ЕС-Армения будет подписано на Саммите Восточного партнерства в Брюсселе. Какие в этом плане ожидания у ЕС от властей Армении и как подписание нового документа отразится на жизни и благополучии гражданах Республики Армения, когда он будет реализован?
– Сейчас мы видим современное, всеобъемлющее и амбициозное Соглашение, которое будет касаться политического, экономического сотрудничества, а также сотрудничества в разных сферах. Несомненно, когда оно войдет в силу и будет реализовано, то расширит круг отношений между Европейским союзом и Арменией, с учетом общих новых мировых политических и экономических интересов, а также тех вызовов, которым мы хотим вместе противостоять. Наше нынешнее соглашение – О партнерстве и сотрудничестве, уже устарело. Мы заменим его таким документом, который будет больше соответствовать и будет намного удобнее для наших текущих и будущих отношений.
Конечно же, новое соглашение будет основано на основных ценностях и демократии, на твердой приверженности правам человека и верховенству закона. Это создаст благоприятные условия как для более крепкого сотрудничества, например, с точки зрения новых возможностей в сфере энергетики, транспорта и охраны природы, направленных на торговые и инвестиционные действия двух сторон, так и для благоприятных условий для большей мобильности наших граждан. Полагаю, еще немного рано говорить, когда оно будет подписано, мы можем только сказать, что это произойдет как можно скорее. Внутри Евросоюза мы проводим окончательные официальные подтверждения с нашими государствами-членами и осуществляем проверку вариантов фактов на разных языках – для обеспечения последовательности и ясности закона. Важно то, что переговоры успешно завершены, мы подготовили хорошее Соглашение и что оно будет полностью реализовано, как только вступит в силу.
– «Да, мы собираемся подписать его осенью. Почему я говорю это с такой уверенностью? Потому что документ уже парафирован. Если я не ошибаюсь, мы объявили в марте, что документ, в общем, уже согласован, и после этого мы его парафировали. У нас нет оснований не подписывать этот документ», — в августе заявил президент Армении. Можем ли мы отметить, что членство Армении в ЕАЭС не станет препятствием и что, в конце концов, документ будет подписан в ноябре?
– Действительно, Армения является членом Евразийского экономического союза. Это означает, что у Армении есть определенные обязательства, вытекающие из присоединения к Евразийскому экономическому союзу, которые он должен соблюдать при подписании международных торговых соглашений. Следовательно, присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу не окажет никакого влияния на многие другие сферы сотрудничества, которые регулируются новым соглашением, таким как сотрудничество в рамках лучшего регулирования для хозяйствующих субъектов. И в любом случае Армения уже пользуется системой обобщенных и дополненных привилегий (GSP+) Европейского союза, по которой большая часть армянского экспорта в ЕС освобождается от таможенных пошлин. Экспорт из Армении в ЕС вырос на 12% в 2015 году и на10% в 2016-м.
Что касается подписания нового Соглашения, то оно уже парафировано, и мы уверены, что следующим шагом будет подписание, как я сказал, как можно раньше. Подписание исходит как из интересов Евросоюза, так и из интересов Армении
– Господин Хан, пожалуйста, внесем ясность. В августе, говоря об отношениях Армения-ЕС и Армения ЕАЭС, Серж Саргсян отметил, что «некоторые, особенно зарубежные СМИ пытаются представить принятое в 2013 году решение Армении о присоединении к Евразийскому экономическому союзу «решением, принятым за одну ночь», что безосновательно и просто смешно». «Мы вели переговоры как с Евразийским экономическим союзом, так и с Европейским союзом, поскольку с самого начала обе стороны говорили, что никто не будет мешать другой. Но когда ЕС сказал, что это мешает, что мы должны были сделать?» — сказал Серж Саргсян. Поставил ли Евросоюз Армению перед выбором «или-или» — или Соглашение с ЕС, или с ЕАЭС?
– Нет. Европейский союз не принуждает своих партнеров выбирать тот или иной путь. Мы поощряем хорошие, в частности, добрососедские отношения между нашими партнерами и их партнерами. Тем не менее, как я уже сказал, членство Армении в ЕАЭС и в самом деле влияет на вид и содержание Соглашения с Европейским Союзом, по причине обязательств, исходящих из членства. Однако в 2013 году – после решения Армении не подписывать Соглашение об ассоциации, включающее в себя Зону свободной и всеобъемлющей торговли, новое Соглашение, над которым мы работали и работаем, надеюсь, поможет нам твердым образом подтвердить наши отношения.
– Известно, что Европейский союз имеет желание способствовать энергетической независимости Армении. Какие конкретные программы планируются в Армении для дальнейшего развития энергетической сферы?
– В рамках Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и Арменией и приоритетов Партнерства мы принимаем совместное обязательство сосредоточиться на ряде сфер, включая энергетику. Это приведет к конкретным действиям, которые будут способствовать энергетической безопасности Армении и повышению энергоэффективности.
Одним из главных приоритетов для нас в области энергетического сотрудничества с Арменией является повышение энергоэффективности, поскольку наиболее дешевой является потребляемая энергия. В прошлом году я дал старт инициативе Высокоуровневой энергоэффективности, которая направлена на отказ от отдельных проектов в области энергоэффективности путем перехода к более комплексному подходу, который поддерживает ориентированные на конкретную политику действия и расширяет устойчивые инвестиции. Сейчас моей целью является вовлечь во все это и Армению тоже, начав обсуждения о политике и инвестиционных приоритетах в ходе рабочей встречи 8 ноября 2017 года.
Помимо этого, наша инициатива EU4Energy поддерживает реформы энергетического сектора в Армении посредством тщательной оценки и использования данных в процессе разработки политики. Она также направлена на реформы в управлении энергетической политикой в Армении, с разработкой указателя минимальных требований энергоэффективности в зданиях и преследует цель улучшить инвестиционную атмосферу в области возобновляемой энергии. Все эти действия будут способствовать диверсификации энергетической сферы и ее модернизации.
– Известно, что в повестке дня ЕС-Армения важное место занимает отмена визового режима. Вы это сказали в январе текущего года. «Я вас уверяю, что мы очень заинтересованы в том, чтобы улучшить мобильность для всех. С этой точки зрения с Арменией будут вестись переговоры». Каким критериям Армения должна соответствовать для достижения этой цели?
– А я Вас уверяю еще раз, что содействие свободному перемещению граждан является одной из основных составляющих Восточного партнерства и ключевым аспектом в работе с нашими партнерами по Восточной Европе. Начиная с 2014 года у нас с Арменией есть соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии. Мы надеемся, что правительство Армении продолжит сотрудничество со странами ЕС в этих рамках, особенно в деле возвращения граждан РА, нелегально проживающих в ЕС. Кроме этого, мы надеемся, что Армения будет прилагать более интенсивные усилия и минимизирует те факторы, которые подталкивают армян нелегально приезжать в страны ЕС. В то же время, когда будут обеспечены условия для надлежащим образом управляющейся и безопасной мобильности, можно будет начать диалог об упрощении визового режима. Действие существующих соглашений до сих пор было достаточным, и мы надеемся на продолжение этого эффективного сотрудничества.
– Пересмотрел ли Европейский союз политику Восточного партнерства? Имело ли место сближение позиций? Например, в каких случаях мы можем ожидать, что ЕС в случае с Арменией инвестирует с целью дальнейшего экономического развития?
– Пересмотренная политика европейского соседства основана на повышении уровня стабильности соседей ЕС и их противостоянии вызовам. В соответствии с этим Восточное партнерство – совместная политическая инициатива, преследующая цель углубления и укрепления отношений с ЕС, ее членами и шестью Восточными партнерами – Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.
Новое всеобъемлющее соглашение о расширенном партнерстве и Приоритеты партнерства на основе взаимных интересов являются прямым результатом разного подхода. В частности, это означает, что на основе общей повестки совместная работа над экономической модернизацией Армении станет приоритетом.
У Армении есть огромный потенциал экономического развития, и ЕС активно поддерживает развитие экономического иммунитета страны. Евросоюз является самым большим рынком импорта для Армении.
Армения старается дать возможность частному сектору полностью самовыразиться, показать свой потенциал и помочь малым и средним предприятиям. Результаты этих совместных усилий уже ощутимы. За последние три года сектор малых и средних предприятий создал 3500 новых рабочих мест благодаря содействию ЕС.
Бизнес среда также улучшилась посредством предоставления эффективных общественных услуг. ЕС поддерживает внедрение ряда электронных приложений, изменивших способы общения граждан и бизнеса с органами национальной власти. Продвигая наш пилотный региональный подход, мы сможем ориентироваться на целевые мероприятия в области инноваций, развития туризма и культуры, которые могут принести пользу гражданам Армении, проживающим в сельской местности.
– Что Вы ожидаете от октябрьского саммита Восточного партнерства. Какими будут основные вопросы?
– Предстоящий саммит является возможностью развивать наши приобретения и дать новый импульс нашему партнерству. Этот саммит для нас является возможностью показать нашу коллективную сплоченность, нашу крепкую приверженность Восточному партнерству и показать, что мы для граждан обеспечиваем и продолжим обеспечивать ощутимые результаты. Нам необходимо быть амбициозными, но и реалистичными и надежными. В Восточном партнерстве есть много разных стран, которые находятся в разных ситуациях, имеют разные ожидания от отношений с ЕС. Диверсификация и чувство личной ответственности все еще играют ключевую роль в нашем вовлечении. Наши двусторонние отношения приведены в соответствие с амбициями и потребностями наших отдельных стран партнеров, однако также имеет четкую стратегическую ценность — поддержание инклюзивной программы Восточного партнерства, которая помогает сосредоточить внимание на ресурсах и поощряет сотрудничество в этом регионе для преодоления общих проблем.
В ходе ноябрьского саммита мы должны сосредоточиться на тех вопросах, по которым мы можем продвигаться совместно, на вопросах, которые не разъединяют. Для того, чтобы сосредоточиться на наших коллективных результатах мы разработали видение «20 результатов в 2020 г.», в котором основное внимание уделяется каждой из четырех приоритетных областей, определенных на последнем Саммите в Риге — укреплению институтов и надлежащему управлению, мобильности и коммуникации между людьми, рыночным возможностям и взаимосвязи инфраструктуры. Я сейчас заблаговременно не стану открывать сюрпризы, однако, на мой взгляд, было бы справедливо, если бы мы и в самом деле наметили прогресс во всех сферах. И снова, Саммит дает нам всем возможность, как Европейскому союзу и ее Восточным партнерам продемонстрировать важность нашей совместной работы для наших граждан – тех людей, кого мы ценим, а также сильны вместе с ними.