Люди спрашивают меня, сумеют ли Каталония или Курдистан на самом ли деле получить независимость? Я, честно говоря, не знаю ответа на этот вопрос, потому что не изучал историю этих земель и реалии, и я не знаю, хотят ли народы, живущие там, иметь независимое государство. Проценты на референдуме – это одно, а реальные устремления людей – совершенно другое. Если иракские курды и каталонцы действительно хотят жить самостоятельно, ничто не сможет им помешать. Курдам не помешают угрозы соседей, санкции и даже возможная война.
Каталонцам не помешают насилие отправленных «из центра» полицейских, и тот печальный факт, что Европейская комиссия не принимает результаты референдума (интересно, а разве власти Каталонии спрашивали мнение у ЕС?). Можно ломать и разносить избирательные участки, выкрадывать или сжигать избирательные бюллетени, это не поможет. Если у большинства граждан в мыслях есть построить собственное государство, они его построят. А если нет?
Если нет, то можно сколько угодно провозглашать, втыкать перед зданием ООН любые флаги, но вы все равно не станете государством. Люди, как и народы, осуществляют то, к чему они действительно стремятся. Ключевое слово здесь – «действительно». Если кто-то скажет – «я хочу как олигарх разъезжать по городу с охраной на четырех автомобилях», это не настоящее желание, это просто пустой разговор. Потому что на самом деле человек, который так говорит, хочет жить в нужде и жаловаться на свое жалкое состояние. То же самое, и в данном случае. Если курды или каталонцы скажут, что мы хотим жить независимо, но Испания или Ирак мешают нам, тогда это их «желание» не реальное, это просто способ пожаловаться на жизнь.
Например, я сомневаюсь, что большинство граждан Армении хотят иметь независимое государство. Недавно Заруи Постанджян начала со своими сторонниками тур по Армении. Цель – организовать всеармянское восстание, «бунт». Но эту идею могут разделять только те люди, которые хотят построить государство Армению. Они действительно хотят, а не просто сотрясают воздух. И собеседники г-жи Постанджян на самом деле хотят только жаловаться на свою жалкую жизнь, а некоторые вслух выражают свое заветное стремление – пусть Путин «заберет Армению», «нормально правит», «раскрутит этот объект» и «хорошо за ними присматривает». Ну, если Путин не захочет, то это сделает какой-нибудь «хороший парень» из числа местных жителей. Вероятно, из тех парней, которые во время выборов раздавали 10-тысячедрамовые.