Я по-прежнему полагаю, что в 2013 году мы имели возможность не присоединяться к Таможенному союзу, и той же осенью подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Кстати, я не думаю, что в ближайшие десятилетия нам стоит стремиться стать членом ЕС, нам не нужны какие-либо дополнительные политические обязательства ни перед этой, ни перед «той» структурой.
Понятно, что таможенный, а затем Евразийский экономический союз связал нас в политическом и экономическом плане с отсталой бесперспективной системой, которая рано или поздно рухнет. Остается, как говорят китайцы, сидеть на берегу реки и ждать, пока мимо проплывет труп ЕАЭС. Не принесло нам это чего-то особого и в плане безопасности, Россия уже раз спровоцировала Азербайджан напасть на нас, и нет никакой гарантии, что такая попытка не будет повторена.
Но агитировать сейчас за выход из ЕАЭС, когда ясно, что ни в парламенте, ни в обществе нет никаких предпосылок для этого шага, мне кажется, не самая эффективная политическая повестка.
Следует также учесть, что за четыре года отношения между Россией и Западом обострились еще больше, а насколько нам нужно сейчас вольно или невольно вовлекаться в эту «возню», устроив с нашей стороны небольшой «скандал»?
Если в парламенте и социальных сетях спорят о чем-то, что в ближайшем будущем неосуществимо, значит, это политическая пропаганда, осуществляемая в тех или иных целях. Или это просто пустая трата времени, которая в случае Фейсбука является наиболее вероятным вариантом.
«Экскрементами» закоснелых стереотипов о том, что в Европе все гомосексуалисты, или что в России все алкоголики, можно «разбрасываться» по многим другим поводам. Все эти «рассуждения» на беседочном уровне абсолютно не имеют отношения к ЕС и ЕАЭС.
Мне кажется, что членство в ЕАЭС сейчас следует воспринимать как некую неприятную данность, которая, конечно же, в некоторых вопросах нам мешает, но это вовсе не значит, что именно она является причиной всех наших проблем. Возьмем, например, высокопоставленных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, которые имеют свой или записанный на имя своих родственников привилегированный «бизнес», разве их поведение обусловлено членством в ЕАЭС? Если бы мы были «ассоциированы» с ЕС, разве они проявляли себя как-то иначе?