Собеседник «Аравот» — председатель гражданского движения «Многонациональная Грузия», представитель армянской общины Грузии Арнольд Степанян
— Господин Степанян, на днях распространилась информация о столкновениях во дворе церкви в Джавахке, многие расценили действия полицейских во время инцидента в селе Гумбурдо Ахалкалакского района как несоразмерные, а для некоторых это стало поводом, чтобы представить произошедшее как межнациональную проблему. Может ли данный инцидент как-то повлиять на армяно-грузинские отношения?
— В целом, я воздерживаюсь от комментариев на эту тему после того, как ознакомился с информацией, публикуемой армянскими и грузинскими СМИ. Во-первых, практически везде она содержит фрагменты, не соответствующие действительности, является тенденциозной и способствует разгоранию межэтнической розни. Подобный подход подпитывает не только противостояние в самом селе, но и может негативно повлиять на темы, напрямую не связанные с данным инцидентом. Сделаю исключение и буквально в двух словах скажу о своем мнении:
а. Абсолютно точно, церковь строилась как грузинская (это видно даже не специалистам и заметно по надписям, атрибутике, архитектуре), и любой желающий может поехать и убедиться в этом. Насколько мне известно, армянская церковь не оспаривает происхождение церкви.
б. Исторически так вышло, что вокруг церкви находится армянское село и естественно несколько поколений жителей привыкло считать ее частью своего быта.
в. Кладбище, с которого были выкопаны останки, появилось позже строительства церкви.
г. Абсолютно не приемлем ни для одного цивилизованного общества сам факт выкапывания останков, который, как я понял, находясь в Кумурдо, был иницирован командированной туда монахиней, однако в роли рабочей силы , которая выкапывала останки , была молодежь из самих местных жителей.
Если хотите правду, вот она. Могу еще много чего сказать, но воздержусь. Сейчас главное стабилизировать ситуацию, не подливать масла в огонь и искать формулу, устраивающую все стороны. Добавлю только, что в Грузии на носу выборы органов местного самоуправления, которые состоятся 21 октября.
Более, чем уверен, что сам инцидент именно в этот период мог быть спровоцирован группами, заинтересованными в манипуляции сознанием людей с целью достижения политической выгоды. Также я предлагаю подумать над тем, к чему могут привести подобные обострения в региональном контексте и определить круг заинтересованных сторон способных влиять на создание подобных инцидентов . Думаю, это не сложно. Совершенно точно могу сказать, что развитие инцидента не устраивает ни Армению, ни Грузию, хотя по поведению грузинской и армянской прессы кажется, что все наоборот.
— В армянской прессе уже на протяжении долгого периода времени печатается информация о том, что власти Грузии упорно отказывают в предоставлении агремана заместителю директора «Института Кавказа» Сергею Минасяну для назначения на должность посла РА в Грузии, о возможно назначении Минасяна распространилась еще в мае текущего года. В СМИ писали, что «этим официальный Тбилиси дает понять, что данная кандидатура является нежелательной для грузинской стороны». На Ваш взгляд, почему назначение затягивается, это повод для беспокойства или обычный процесс.
— Касательно агремана новому послу Армении в Грузии, думаю, что раз его нет уже несколько месяцев, врядли можно его ожидать вообще. Я читал о причинах, которые называются в прессе. Комментировать их вне моей компетенции, хотя если грузинская сторона действительно руководствуется ими, то причина зарержки, по моему мнению, равносильная отказу, мне понятна. Я лично знаком с Сергеем Минасяном и считаю, что он очень образованный человек с богатым опытом работы и понимания политических процессов. Уверен, что у него все еще впереди, и Армения сможет использовать его ресурс в более широких масштабах.
— В начале сентября в Баку состоялась трехсторонняя встреча глав МИД Азербайджана, Турции и Грузии. Они договорились углублять трехсторонние отношения, в частности в сферах экономии, энергетики и политики. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу после встречи отметил, что «в повестку дня Генассамблеи ООН будет включено два вопроса, связанных с Азербайджаном». Через несколько дней в Ереван прибыл вице-премьер и глава МИД Грузии Михеил Джанелидзе. «Серж Саргсян и Михеил Джанелидзе, помимо двусторонних отношений, обсудили также армяно-грузинское взаимодействие в рамках международных структур, а также вопросы, касающиеся развития отношений в многостороннем формате. Собеседники обменялись мнениями вокруг актуальных региональных и международных проблем и вызовов, коснулись процесса урегулирования карабахского конфликта», — сообщили в пресс-службе президента Армении. Мы уже на протяжении долгих лет слышим заверения о том, что «между двумя странами нет неразрешимых проблем», считаете ли вы удовлетворительным уровень нынешних отношений? В каком случае Армения может ожидать от официального Тбилиси нейтрального отношения, на ваш взгляд, какая работа ведется, для того, чтобы разные процессы не оказывали негативного влияния на армяно-грузинские отношения?
— Понятно, что интенсификация отношений между Грузией, Турцией и Азербайджаном вызывает болезненную реакцию в Армении, но всем нужно хорошо понимать, что каждая страна руководствуется собственными политическими интересами и экономическими выгодами. Думаю, что визит министра инностранных дел Грузии в Армению сразу же после встречи в Баку говорит о том, что Грузия не намеревается вести ущербную политику ни для Армении, не для любых других доброжелательно настроенных по отношению к Грузии соседей. Межгосударственные отношения не бывают односторонними. Это двустороннее движение. Другой вопрос в том, насколько Армения пытается развивать это двустороннее сотрудничество и какие практические шаги делает для этого. Это может отражаться не только во взаимовыгодных экономических проектах регионального масштаба, но и политической поддержке или, как минимум, нейтралитете по болезненным для обеих стран вопросам в ООН и других международным организациях.
Мы действительно слышим за последние годы, что между Арменией и Грузией нет неразрешаемых проблем. Я согласен с этой точкой зрения, но добавлю, что есть и ряд неразрешенных проблем, которые если их замораживать будут постоянно давать о себе знать и возможно, негативно влиять на межгосударственные отношения.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
06.10.2017г