Собеседник «Аравот» — обозреватель фонда «Джеймстаун» Армен Григорян
– Господин Григорян, 2 октября в Ереван прибыл комиссар ЕС по вопросам расширения и политике соседства Йоханнес Хан, он провел переговоры с властями Армении. Заявления, прозвучавшие после переговоров, дают основание предположить, что на данном этапе действительно нет препятствий на пути подписания нового соглашения Армения-ЕС. Какое у Вас сложилось впечатление от визита? Какие коррективы вносят стороны на данном этапе? Есть ли опасения на счет того, что в последний момент подписание документа ЕС-РА может не произойти?
– Несколько раз я говорил и остаюсь при том же мнении: считаю необоснованным выражение оптимизма – до окончательного подписания соглашения и до его ратификации. Только тогда могут развеяться опасения по поводу отказа от подписания. Ровно за три недели до 3 сентября 2013 года завершились переговоры вокруг соглашений об Ассоциации и свободной торговле, настроения были оптимистичными, более того, некоторые должностные лица, в том числе и Тигран Саргсян с Шаваршем Кочаряном, выражали уверенность в подписании, а также заявляли о невозможности членства в Таможенном союзе, по справедливости считая этот шаг «прощанием с суверенитетом».
По сути, уже нет необходимости во внесении коррективов в новое соглашение. Остается только ждать, способна ли Армения выполнить хотя бы предусмотренные этим документом ограниченные обязательства, став хотя бы немного ближе к цивилизованным странам, или же за одну ночь изменит ориентацию, окончательно связав судьбу с оставшимися в Европе последними тираниями (Россия, Беларусь, Азербайджан) и их среднеазиатскими партнерами.
– Йоханнес Хан в эксклюзивном интервью «Аравот» отметил: «Совместная работа по модернизации экономики Армении будет приоритетом» и «у Армении есть огромный потенциал экономического развития». Эти месседжи адресованы властям Армении. Однако если Армения останется на нынешнем экономическом уровне, то как она будет развиваться в условиях подписания соглашения с ЕС? То есть, будут ли созданы механизмы по контролю со стороны ЕС?
– Потенциал экономического развития Армении ограничен, в первую очередь, олигархической системой и отсутствием конкуренции. Соглашение ЕС-РА не является гарантией реформ. Невозможно не отметить, что независимо от российского диктата, отношение армянской политической элиты в вопросе сближения с ЕС не является искренним. Это и для европейцев не является секретом: как отмечается в аналитической статье Лоры Делькур и Катарины Волчук, опубликованной в 2015 году, «в условиях отсутствия конкуренции политическая система, находящаяся во власти олигархов, по всей вероятности, прекратит существование в случае осуществления требующихся от Армении реформ», а также «стандарты ЕС по правам человека, верховенству закона и качеству управления не выгодны для нынешнего правительства».
С другой стороны, в частности Грантом Костаняном было отмечено, что возможности способствовать реформам ограничены из-за слабости ЕС.
Так что, если на этот раз будет какая-то система контроля, то она в основном ограничится контролем за предоставленными ЕС финансовыми средствами, хотя и это не является большим препятствием для властей Армении: об этом свидетельствуют имитационная борьба с коррупцией и другие известные факты. В конце концов, в Армении отсутствует имеющее жизненно важное значение для системных реформ условие — существование политически самодостаточных сил, которые, будучи сторонниками европеизации и реформ, оказали бы давление на правительство.
– «Присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу не окажет никакого влияния на многие другие сферы сотрудничества, которые регулируются новым соглашением, таким как сотрудничество в рамках лучшего регулирования для хозяйствующих субъектов. И в любом случае Армения уже пользуется системой обобщенных и дополненных привилегий (GSP+) Европейского союза, по которой большая часть армянского экспорта в ЕС освобождается от таможенных пошлин. Экспорт из Армении в ЕС вырос на 12% в 2015 году и на10% в 2016-м»,- в эксклюзивном интервью «Аравот» отметил Йоханнес Хан. Можем ли мы говорить о том, что в случае подписания соглашения РА-ЕС армянские хозяйствующие субъекты, тем не менее, смогут саморелизоваться на рынке ЕС, и присоединение Армении к ЕАЭС автоматически станет бессмысленным?
– Армянские хозяйствующие субъекты, несомненно, смогут существовать на рынке ЕС – при условиях соблюдения санитарных и других стандартов. Однако, известно об отсутствии у некоторых желания соблюдать эти стандарты и их предпочтения по части «общей бизнес-культуры» с Россией. Членство в ЕАЭС в любом случае бессмысленно: на экономическом уровне, оно, по сути, было обусловлено интересами носителей «общей бизнес-культуры» — экспортеров помидоров и абрикосов, на политическом уровне – статусом российских фаворитов и таким образом желанием сохранения власти. Более того, членство в ЕАЭС является вредным: очередное доказательство сказанного население Армении почувствует всего через три месяца, когда начнут действовать единые таможенные пошлины, и около 800 видов товаров, в том числе и пищевых продуктов, подорожают, вызвав цепную реакцию повышения цен на всем рынке.
– Какие стоит ожидать результаты от ноябрьского саммита Восточного партнерства, могут ли быть внесены изменения в политике Восточного партнерства? ЕС адаптирует двусторонние отношения к устремлениям отдельных стран-партнеров. Тем не менее, насколько эффективна политика Восточного партнерства в условиях довольно жесткой российской политики?
– По всей вероятности, для Грузии, Украины и Молдовы начнется процесс по разработке формата по более углубленному сотрудничеству, постепенно будет увеличен и объем материальной помощи. С точки зрения эффективности политики Восточного партнерства необходимо отметить, что до сих пор самым важным результатом является тот факт, что присоединение Украины к ЕАЭС стало невозможным, а это было первым условием дальнейшего распространения российской экспансии. Только этого достаточно, чтобы считать Восточное партнерство удавшимся проектом.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета« Аравот»,
10.10.2017г