Вчера во время слушаний в парламенте Армении по новым регулирующим положениям закона «О воинской обязанности и военной службе», на которых предложения Министерства обороны РА представил сам министр Виген Саргсян, с рядом вопросов к нему обратился правозащитник Аветик Ишханян. Он поинтересовался, не создаст ли серьезных проблем в плане дальнейшей подготовки предложение об отмене в некоторой степени отсрочек, не подтолкнет ли к эмиграции тех людей, которые хотят заниматься наукой?
Виген Саргсян ответил: «Если бы отсрочка, связанная с прерыванием учебы, была для всех студентов, можно было бы и поспорить, но так как у нас отсрочка избирательная, часть поступивших в вуз продолжает обучение, это таит в себе большие риски – коррупционные, моральные и академические. Получается, что гражданин, который учится слабее, может прервать учебу, потом вернуться и продолжить ее, а тот, кто поступил с разницей в один балл, должен пользоваться льготами? У нас есть практика, из получивших первую академическую отсрочку призываются всего 16 процентов. Конституционная обязанность – принять участие в защите страны, должна распространяться на всех. В мире есть практика, передовые вузы мира спокойно предоставляют академический отпуск, если гражданин представляет справку, что имеет воинскую обязанность, после чего возвращается и спокойно учится дальше. Лучшие университеты мира сегодня поощряют и просят студентов взять отпуск на один год, отдохнуть после школы, отслужить, приобрести опыт, а затем сесть на первый курс. Сегодня это политика всех передовых вузов мира. Человеку дается возможность передохнуть после школы.
Что касается эмиграции, то у меня очень четкий и простой подход в этом вопросе: реалии нашей страны, наш вызов «нация-армия» совершенно не связываются с Карабахским конфликтом. Тысячелетняя история нашего народа должна была научить нас, что независимо от того, какие сегодня перед нами стоят вызовы, мы объединяемся во время возникновения проблем».
Аветик Ишханян поинтересовался тем, что обучающиеся в Геворгяновской семинарии фактически находятся вне закона с точки зрения службы в армии. Министр ответил, что учащиеся Геворгяновской семинарии не находятся вне закона, это предусмотрено законом: «Правительство приняло решение о предоставлении отсрочки воспитанникам духовных семинарий. Я обсужу проблему с Католикосом, как достичь того, чтобы духовная семинария не была исключением, чтобы и они могли оказывать свои услуги армии. Это также может быть и духовной службой, в которой армия испытывает нужду».
Аветик Ишханян также отметил, что действует концепция «Армия-Церковь», и это вызывает много недовольства среди атеистов и последователей неапостольской церкви, что их в армии заставляют молиться и принимать крещение. Виген Саркисян ответил: «Я политик, министр, назначенный политической силой, сформировавшей большинство. В рамках закона, я, как последователь Апостольской церкви, как человек, который считает, что в истории нашей страны [она сыграла важную роль], я сделаю все, чтобы связь армии с церковью была насколько возможно крепче.
Каждодневные усилия Католикоса, направленные на то, чтобы сеять духовные ценности, в армии принесли, и продолжают давать свои результаты. Мы обязательно продолжим усиление этого института. Я не знаю случая, когда кого-то заставляли бы молиться, и тем более креститься. Если вам известны такие случаи, сообщите, и я накажу тех, кто нарушает закон».