Лента новостей
Новости дня

Получившая уступки Москва не захочет воспрепятствовать подписанию документа Армения-ЕС

13 октября,2017 21:22

Собеседник «Аравот» — председатель НПО «Гражданское сознание», политолог Нарек Самсонян

– Господин Самсонян, 21 сентября на четвертом форуме НПО «Гражданское сознание» вы выступили с весьма амбициозной речью. «Учитывая международный опыт и нашу готовность создать либерально-демократическую модель государства, мы сделаем все возможное, чтобы вместе с другими общественными структурами, являющимися сторонниками демократии, совместно изменить превратившееся в источник личной выгоды политическое поле, и путем становления гражданского общества продолжим начавшийся в 91-го и прервавшийся в 95-96-м демократический процесс. Видением этого процесса может быть формулирование «Армянской мечты», которая должна принадлежать каждому гражданину РА, но территорией ее осуществления должна быть исключительно РА. Это и будет отличительная черта Армянской мечты от нынешней мечты армян». Хочу задать следующий вопрос: вы представляете политическую заявку? Спрошу конкретнее: есть или у вас намерение создать партию?

– Мы политическую заявку давно уже представили, и наш опыт деятельности последних пяти лет показывает, что эта заявка положительно оценивается хотя бы той общественной группой, с которой мы связываем свое будущее. Вообще, в демократическом обществе, для оказания непосредственного влияния на процесс принятия политических решений единственным эффективным инструментом является создание партии, но армянская действительность находится далеко от этого. К сожалению, партии в нашей стране являются самыми компрометированными институтами. В подобных условиях созданием партий невозможно обеспечить решение проблемы, поскольку для начала необходимо создать соответствующую среду и в этом контексте, несмотря на то, что мы в институциональном плане готовы создать партию, тем не менее, сейчас у на такого намерения нет.

Мы четко сформулировали логику процесса, который мы представляем, и она идентична с демократическим движениями, которые произошли во многих странах во время «третьей волны демократизации». В таких движениях наиболее активными стали институты гражданского общества, и в результате их усилий недемократическая система была заменена демократической, и некоторые из них превратились в партии. В качестве доказательства сказанного хочу сделать короткий исторический экскурс, вспомним о польской «Солидарности», «Комитете Карабах», гражданских движениях Прибалтики, украинский «Майдан», сербский «Отпор» и так далее. А в основе подобных движений всегда лежало коллективное видение, которое мы попытаемся сформулировать в виде «Армянской мечты».

– Есть ли в нашей стране готовность построить государство либерально-демократической модели, как вы собираетесь добиться успеха в этом вопросе? Говорят, что либеральная демократия в мире сейчас слаба, чем когда-либо.

– Либеральная демократия в мире переживает не лучшие времена, однако не нужно забывать, что именно благодаря либеральной демократии во время «холодной войны» провалилась античеловеческая советская система. В наши дни либеральная демократия переживает кризис из-за некомпетентного человеческого фактора, а не институциональных проблем, однако подробнее об этом — в другой раз.

В армянском обществе восприятие либеральной демократии прямо пропорционально знаниям в этой области. Многие даже не имеют элементарных знаний о ее содержании и политической составляющей. Именно поэтому для нас главной задачей сегодня является формирование имеющего полное представление о либеральной демократии качественного меньшинства, после этого, я уверен, она найдет достаточную поддержку широкой общественности.

– Как вы собираетесь распространять восприятие «Армянской мечты» в обществе, каким путем вы собираетесь достичь этого?

– За все время нашей деятельности у нас была четкая стратегия, и осуществлялись тактические мероприятия на пути осуществления этой стратегии. Для нас является задачей стратегического значения – сделать «Армянскую мечту» собственностью общества. В этом направлении уже сделано немало работы, и присутствие молодежи на нашем съезде являлось результатом этого. Мы не собираемся навязывать наше видение, в его основе будет осуществление обсуждений, образовательных, пропагандистских программ с их участием, основывая структурные и территориальные подразделения, мы сформируем «Армянскую мечту».

– Вы говорите, власти находятся в противоположном полюсе демократических реалий: оппозиция занята погодными «революциями», люди, провозгласившие себя правозащитниками кричат о праве на вооруженное восстание в международном праве, у нас есть структуры с громкими именами, являющиеся органами гражданского общества, количество бенефициаров которых не превышает несколько десятков. Но эта ситуация, кажется, на руку всем. Каким образом вы собираете разбить эту «стену»?

– Действительно, с этой ситуацией все смирились, и именно по этой причине мы свою деятельность осуществляем вне этой конъюнктурной действительности. Эта «стена», так же, как и ее создатели, имеют слабую основу, и для того, чтобы разбить ее необходимо не действовать по их условиям. На первый взгляд это очень противоположные силы, но реальность такова, что они дополняют друг друга, продлевая жизнь системы. Нет никакой разницы для граждан РА между НПО, потратившими их деньги на собственное благополучие или в виде грантов, получивших десятки тысяч, а иногда даже сотни тысяч долларов и теми, которые искажают реальный смысл гражданского общества. На первый взгляд эта ситуация кажется непреодолимой, однако в случае изучения успешного международного опыта становится очевидным, что все основные изменения в демократии сопровождались существованием таких «стен» и, по примеру Берлинской стены, они также были снесены. Множество идеологических последователей плюс эффективное мирное гражданское неповиновение и в нашей стране, и эта «стена» просто обречена. В Индии, США и Франции, Сербии, Аргентине, Греции и Испании эти «стены» были намного прочнее и выше, чем армянская, однако они были разрушены. И, в конце концов, Армения в этом контексте не стала исключением, поскольку в 88-м году разрушение советской «стены» началось именно с нашей страны.

– Есть еще полтора месяца до саммита Восточного партнерства, в ноябре планируется подписание нового соглашения между ЕС и Арменией. На Ваш взгляд, произойдет ли подписание, форс-мажоров перед подписанием не будет?

– С одной стороны имея опыт событий 2013 года трудно однозначно прогнозировать. С другой стороны, даже эта ситуация благоприятна для властей в том смысле, что, к сожалению новое соглашение не имеет ничего общего с документом, который не был подписан в 2013 году. На этот раз для Москвы в документе с ЕС нет «спорных» положений, и если учесть принятые НС на прошлой неделе документы, не имеющие отношения к интересам РА, то можно сказать, что Москва, получив необходимые для нее уступки, не пожелает препятствовать подписанию документа. Помимо Москвы подписанию документа всячески пытаются препятствовать так называемые «поборники западных ценностей», получающие колоссальную финансовую помощь от Запада. Не имея хотя бы малой поддержки общества, они, тем не менее, маленькими провокациями пытаются оказать воздействие на этот процесс. Цели, которые они преследуют, очевидны, для демонизации власти необходима почва, без которой их финансирование просто потеряет смысл, однако, я более чем уверен, что они не помешают подписанию документа. Иными словами — «мяч находится на поле Сержа Сарсяна».

– Видите ли вы какие-либо препятствия на пути сохранения власти Сержа Саргсяна в 2018 году? Можно ли считать Карена Карапетяна, например, полюсом, способным собрать вокруг себя элиту власти? И еще один вопрос в этом контексте: многие говорят о том, что было бы правильно, если бы «Серж Саргсян остался у власти и после 2018 года...». А есть ли сила, которая сейчас пользуется доверием общества и лидер, которого в обществе принимают?

– Начну отвечать с последней части вопроса: нет, нет такой силы, которая бы пользовалась доверием общества, и если учесть, что и у РПА нет такого доверия, то говорить об остальном – это в жанре популизма. А те люди, которые говорят о том, правильно или неправильно, чтобы Серж Саргсян оставался у власти, то они должны хотя бы несколько раз посетить уроки конституционного права в каком-либо вузе, и у них, я уверен, хотя бы теоретически, вопросов не останется.

Что касается Сержа Саргсяна, то ответ на вопрос о том, останется ли он у власти в ближайшие пять лет, был дан по результатам прошедших в апреле выборов, а в РПА сегодня, кроме него нет ни одного деятеля, который внутри партии имел бы ту легитимность, которую имеет Саргсян. Следовательно, излишне говорить о препятствиях. Роль Карена Карапетяна изначально не рассматривалась в контексте партийной деятельности. То, зачем Карапетян приехал в Армению, он в этом направлении все удачно осуществил. Более того, он несколько раз демонстративно подчеркнул, что является деятелем, не имеющим отношения к политике. Следовательно, он не является политическим деятелем и даже при самом большом желании не может выступить в роли деятеля, вокруг которого соберется правящая элита.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»
11.10.2017
г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать