Бывший главнокомандующий объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Джеймс Ставридис объявил о том, что амбиции России могут не закончиться на захвате Крыма. Он напомнил, что, кроме оккупации украинских территорий, Россия в свое время также оккупировала и территории другого близкого союзника НАТО — Грузии. Об этом Ставридис пишет в статье под заголовком «Крым — не конец черноморских амбиций России», опубликованной в издании Bloomberg, передает издание Newsader со ссылкой на Украинскую службу Голоса Америки.
С точки зрения геополитической конкуренции Черное море давно играет ключевую роль. На протяжении веков греки, римляне, грузины, армяне, румынке, болгары и другие селились на его берегах и боролись за его богатые маршруты морские сообщения.
Крым, пишет Ставридис, который стал частью Украинской Советской Республики в 1954 году, остается центром напряжение между Россией и Западом-НАТО. Россия аннексировала Крым, контролирует значительную часть юго-восточной Украины с помощью своих марионеток и часто размышляет о новых территориальных захватах, чтобы создать «наземный мост» между ней и Крымом.
С точки зрения геополитики, северное побережье Турции, а также чрезвычайно важные проливы, разделяющие Эгейское и Черное моря, и береговые линии нескольких других союзников НАТО — все эти территории находятся под давлением российской военно-морской деятельности, большинство из которой ведется из Севастополя, говорится в статье. Как только Москва укрепит контроль над базами и на сирийском побережье, она будут иметь чрезвычайное военно-морской влияние во всем регионе и бросят тем самым вызов всему НАТО, объясняет Ставридис.
Дело не только в геополитике, пишет автор: «У России есть значительная экономическая мотивация к тому, что бросить вызов НАТО и партнерам Альянса. Россия отчаянно хочет иметь возможность контролировать Черное море в экономическом плане в мирное время, оставаясь при этом готовой к господству над регионом в случае конфликта с Западом».
Итак, что делать НАТО для сдерживания намерений России в этом критически важном «южном море»? Ставридис намечает ряд рекомендаций, предлагая, прежде всего, рассматривать Черное море в качестве «стратегической зоны».
Автор считает, что Альянсу следует расширить свою программу посещения портов, проведения учений и тренировочных миссий. Это означает увеличение числа визитов ВМС НАТО в порты Румынии, Турции, Болгарии, а также и в Грузии и неоккупированной части Украины.
По его словам, НАТО следует разработать программу действий по чрезвычайным ситуациям для морских операций Черного моря. Америке, в частности, необходимо увеличить количество развертываемых войск.
CША должны теснее сотрудничать с Турцией, которая имеет «ключи от Черного моря через контроль над проливами, которые его охраняют», пишет автор.
«В конечном счете, США могут поощрять западные предприятия инвестировать в Болгарию, Грузию, Румынию, Турцию и Украину. Основными целями являются нефть и газ, но также и логистика, оптоволоконные кабели и прочие направления в области коммуникаций», — считает автор.
По мнению Ставридиса, именно экономическая взаимозависимость служит «своеобразной «мягкой силой», которая может способствовать стабильности в регионе».
НАТО еще предстоит много важной работы в Черном море, уверен он.
«Мощное стратегическое сотрудничество и экономические связи повышают шансы на успех в борьбе с амбициями России в этом наиболее стратегически важном из всех южных морей», — считает Джеймс Ставридис.
Фото — The New York Times