«Посмотрим, будет ли Алиев соблюдать договоренности», – сказал эксперт-международник Сурен Саргсян, отвечая на вопрос Aravot.am, окажется ли возможным соблюдать договоренность президентов Армении и Азербайджана о принятии мер по дальнейшему ослаблению напряженности, исключающих гибель людей на передовой.
Сурен Саргсян рад, что президенты Армении и Азербайджана договорились ослабить напряженность. По его словам, важно также то, что встреча проходила в конструктивной атмосфере: «Президенты согласились принять меры для активизации переговорного процесса и предпринять дополнительные шаги для снижения напряженности на линии соприкосновения». Сурен Саргсян сослался на последовавшее затем совместное заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ, министров иностранных дел Армении и Азербайджана, где отмечалось, что встреча Алиев-Саргсян прошла в конструктивной атмосфере.
Можно ли ожидать начала нового этапа переговоров после длительного бездействия? По мнению Сурена Саргсяна, о результатах говорить рано: «Информации действительно мало, для того, чтобы понять, о чем говорили президенты. Вы видели, что у президентов сразу же после встречи состоялась беседа тет-а-тет. Трудно сказать, сколько длилась эта встреча, и о чем они говорили. Правда, судя по фотографиям, настроение у Сержа Саргсяна было довольно приподнятым, но когда появится новая информация, сказать трудно».
На наше замечание относительно публикации текста рамочного соглашения Армения-ЕС накануне встречи двух президентов, что это, возможно, было сделано не случайно, и дало ли это преимущество Сержу Саргсяну во время встречи с Алиевым, эксперт в ответ указал, что публикация текста соглашения ни с чем не связана, и тем более с этой встречей и мирным урегулированием Карабахского конфликта.
В любом случае Сурен Саргсян считает, что наличие переговорного процесса важно, поскольку мы все понимаем, что если нет переговоров, значит, есть военные действия: «Мы должны понимать, что если ранее достигнутые Венские и Санкт-Петербургские договоренности Азербайджаном не выполняются, это не значит, что они забыты или обойдены. Возможно, в процессе переговоров имеются проблемы, которые следует решить до осуществления этих соглашений. А договоренности будут находиться в повестке до тех пор, пока они не выполняются Азербайджаном, потому что все понимают важность соглашений, достигнутых на этих встречах. И то, о чем говорили на этой встрече президенты, полагаю, что это отдельные вопросы, которые, возможно, не связаны с процессов выполнения этих двух договоренностей».
В ответ на наше замечание, что эта встреча отличается также тем, что она последняя у Сержа Саргсяна на посту президента, и сможет ему как-то помочь, эксперт ответил: «Я думаю, что по некоторым вопросам все же была достигнута договоренность. И положительное настроение Сержа Саргсяна обусловлено этим. Когда я говорю – несколько вопросов, я имею в виду не важные, а второстепенные вопросы, которые представляют важность для таких встреч. Возможно, что до апреля еще состоятся встречи, кода истекут полномочия президента Армении. А после апреля, я уверен, что опыт и знания Сержа Саргсяна снова будут использованы в переговорном процессе».
Мы напомнили, что, как правило, после таких встреч Азербайджан активируется на границе, и возможен ли снова рост пограничной напряженности, на что Сурен Саргсян ответил, что обычно Азербайджан активничает на границе перед такими встречами. «На этот раз инцидентов не было, но я не исключаю, что это может произойти после встречи, поскольку в этом отношении Азербайджан непредсказуем», – подчеркнул эксперт.
В ответ на наш вопрос, можно ли считать, что главной темой переговоров являлось поддержание стабильности и режима прекращения огня в зоне конфликта, а также реализация известных соглашений, достигнутых на саммите в Вене и Санкт-Петербурге, или же стороны по предложению посредников перешли к обсуждению некоторых элементов урегулирования или каких-то вариантов урегулирования конфликта, Сурен Саргсян ответил: «Бессмысленно говорить о решении проблемы, поскольку его не будет видно в ходе или после окончания этих переговоров. Но нужно понимать одно: встречи важны, стороны всегда должны быть на связи, чтобы с одной стороны, ослаблялась напряженность, а с другой стороны, возникают второстепенные вопросы, вокруг которых также должны проводиться обсуждения.
Что касается Венских и Санкт-Петербургских соглашений, то, по моему глубокому убеждению, они не сняты с повестки, но на этот раз обсуждения проходили не в рамках этих соглашений, а по вопросам, которые не связаны с ними. Поэтому в этом смысле я считаю, что отсутствие упоминаний об этих соглашениях означает только то, что вопросы, которые обсуждались на последней встрече президентов, были иными».