«Ко всему этому нужно относиться терпеливо», – сказал на днях в Гюмри премьер-министр РА Карен Карапетян, отвечая на вопросы журналистов о причинах повышения цен. Причем, для того чтобы найти определение «терпеливо», премьер-министр достаточно долго думал. Насколько подрожала жизнь в последний период, официальных оценок пока нет. Национальная статистическая служба Армении зафиксирует рост цен в октябре только в следующем месяце. По словам премьер-министра, в Армении подорожали масло, бензин и мясная продукция. «Например, например, цена на масло у нас за год выросла на 50 процентов, тогда как на международном рынке увеличилась на 87 процентов. И что мы должны делать, как должны отреагировать? Мы не можем удерживать эти цены», – сказал премьер-министр. Тут ничего не скажешь, цены на масло действительно выросли на международном рынке, и мы не можем сдерживать эту цену. А как насчет бензина?
На вопрос журналиста о том, обусловлено ли повышение цен на бензин повышением цен на нефть, премьер-министр отвечает положительно. И когда ему напоминают, что в свое время говорили, что доля стоимости нефти в цене на бензин незначительна, и изменение цен на нефть не влияет на цену бензина, Карен Карапетян с присущей ему манерой спросил: «А кто это сказал»? Сказал это председатель Комиссии по защите экономической конкуренции РА Артак Шабоян. Произнес эти слова 17 декабря 2015 года. «Наши исследования показывают, что в стоимости продаваемого в нашей стране бензина доля цены на нефть небольшая, всего 5-8 процентов. В ценах на бензин, продаваемый в Армении, высокими является доля налогов, затраты на логистику», – сказал Шабоян.
Это было тогда, когда мировая цены на нефть снизились на 40 процентов, а бензин в Армении подешевел ненамного. То, что сейчас происходит с ценами на бензин в Армении, никак не укладывается в рамки «концепции», предложенной Шабояном. 10-процентное увеличение цен на нефть в мире привело к 10-процентному росту цен на бензин в Армении. Согласно «концепции» Шабояна, подорожание должно было составить лишь 0,5-0,8 процента.
Но в данном случае важен не поиск противоречий между словами и заявлениями премьер-министра и председателя ГКЗЭК. Проблема в том, почему все же поднялись цены на бензин. Большая часть бензина импортируется в Армению из России. В соответствии с соглашением, подписанным четыре года назад, российский бензин поставляется в Армению по квоте по льготным ценам или, условно говоря, по внутренним ценам России.
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Айкакан жаманак»