В начале октября министр обороны Армении Виген Саргсян заявил, что в 2018 году оборонный бюджет увеличивают на 18 процентов. Министр обороны отказался комментировать, как именно будут распределены средства, тем не менее, отметил, что деньги могут быть потрачены на покупку новых систем вооружения для армянской армии, отмечается в статье, размещенной на сайте eurasianet.org.
Согласно одной из оценок, в 2018 году оборонный бюджет составит около 5.5 процентов от ВВП.
В то время, как азербайджанская пресса пытается понизить значимость увеличения оборонного бюджета Армении, нельзя не заметить разницу в увеличении военного бюджета Армении и уменьшении военных расходов Азербайджана. Азербайджан продолжает переживать углубляющийся кризис, из-за которого снижены расходы на оборону.
Тем не менее, азербайджанские военные расходы все еще существенно превышают военный бюджет Армении. В 2017 году официальный военный бюджет Азербайджана вдвое превышал показатель Армении за 2018 год, при этом, Азербайджан пока еще не заявил о военных расходах на 2018 год. Типичный ответ Армении на военные расходы и материальное преимущество Азербайджана состоит в том, что не все расходы равны. Подобные заявления обычно сопровождаются абстрактными рассказами о преимуществах армянской военной культуры, ее организованностью и приверженностью. Однако, помимо этого, Армения и в самом деле имеет преимущества перед Азербайджаном в карабахском конфликте, среди которых – выгодное географическое положение и покупка российского оружия по более низким ценам, отмечается в статье.
Портал Eurasianet пишет, что армянская сторона контролирует не только Карабах, но и «буферные» территории, тем самым имея стратегическое преимущество не только в защите Карабаха, но и самой Армении. Несмотря на то, что обе стороны построили серьезные укрепления вдоль линии фронта, Азербайджан хромает с точки зрения возможности совершения атак. В случае широкомасштабных столкновений сохранение статус-кво будет расценено как победа армянской стороны, тогда как Баку придется довольствоваться небольшими территориальными приобретениями.
Это было очевидно в ходе четырехдневной апрельской войны 2016 года, когда азербайджанские силы успешно захватили территории с армянской стороны – впервые после 1990 года. Хотя и это было представлено как моральная победа, это было сделано за счет высокой цены – гибели множества людей, и в конечном итоге, это не внесло существенный изменений в стратегию.
Что касается военной позиции Армении, то ей не нужно показывать те же наступательные возможности, что и Азербайджан, поскольку последний тратит миллионы долларов на наращивание военного потенциала. Тем не менее, у Еревана тоже есть существенные возможности, такие, как системы противовоздушной обороны S-300 (которые есть и у Азербайджана), а также ракетные системы малой дальности Искандер-М (которой нет у Азербайджана). Эта система, кстати, полезна с точки зрения предотвращения, а не открытых военных действий.
И, несмотря на то, что Россия продает сторонам конфликта современные вооружения (факт, который кажется странным, учитывая ее обязательства перед Россией), Армения получает для себя удобные условия и цены. В регионе принято говорить, что покупая российское оружие в большом количестве, Азербайджан косвенно субсидирует вооружение Армении, которая склонна покупать то же оружие по себестоимости, отмечается в статье.
Следовательно, неудивительно, что заявление о бюджете Армении совпало с новостью о том, что Армения достигла договоренности с Москвой о кредите на 100 млн. долларов – с целью приобретения российского вооружения. Эта сделка, по всей вероятности, является продолжением соглашения 2015 года о вооружении на 200 млн. долларов.
Актуальность возобновления конфликта между Арменией и Азербайджаном, несмотря на то, что могла быть отложена из-за женевского саммита, тем не менее, растущие военные расходы Еревана и новый российский кредит могут говорить в пользу Армении.
Эти изменения могут положительно оцениваться в Ереване, где опасения по поводу военных угроз и современного оружия Азербайджана стали частью жизни.
Тем не менее, любой оптимизм может быть лишь временным, до тех пор, пока Баку не опубликовал информацию о своем военном бюджете, а Азербайджану, обычно не чужды блокбастерские военные сделки.
В любом случае вооружения, уровень которых уже находится на пороге войны в регионе, вряд ли можно приветствовать — с точки зрения мира.