Через месяц, 24 ноября, в Брюсселе будет подписано (или не подписано) Соглашение между Арменией и ЕС. Оно также может быть подписано, например, 25, 26 ноября или до конца этого года. Сомнения по поводу сроков имеются по той причине, что брюссельский саммит Восточного партнерства в конечном итоге не посвящен Армении. Соглашение, которое предполагается подписать, является двусторонним и не включено непосредственно в повестку саммита. Других политических или даже технических проблем нет.
Ни одно из государств-членов ЕС, по крайней мере, публично, не высказалось против этого соглашения. Напротив, положительные послания многочисленны. Азербайджан и Турция, к счастью, не являются членами ЕС. Грузию, Украину и Молдову, подписавших Соглашение об ассоциации, по-видимому, интересует в соглашении пункт, который касается территориальной целостности государств, и этот вопрос вроде решен, как говорится, на основе компромиссного варианта.
России соглашение Армения-ЕС, по-видимому, не нравится, и это подтверждается активным противодействием местных представителей российской пропаганды, но опять же следует предположить, что на уровне высшего руководства этот вопрос решен.
Однако отложив все это на время в сторону, попытаемся понять, а заинтересовано ли в определенном сближении отношений с ЕС наше общество? У меня на этот вопрос нет однозначного ответа. Только на глазок могу сказать, что большинство это совершенно не интересует. Определенная часть общества находится под влиянием уже упомянутой мной пропаганды и в каждом таком шаге видит некие ужасные и фантастические картины. Часть общества понимает, что соглашение важно, но оно не панацея, и без нашей воли – граждан РА, останется на бумаге. Дело в том, что механизмы сотрудничества с Брюсселем очень своеобразны: в данном случае тебе не только ничего не навязывают, но могут ничего и не предложить. Так что, даже после подписания соглашения все будет зависеть от инициативы Армении.
Интересно отношение к этому процессу со стороны правящей партии. На высшем уровне вроде делаются заявления, что Европа – это наш цивилизационный выбор. Однако ряд видных членов и сторонников этой партии, а также средств массовой информации, похоже, не разделяют эту точку зрения. Вероятно, это следует считать одной из особенностей армянской демократии.